Поиск - новости науки и техники

Средь шумного бума. Развитие магистратуры тормозится инертностью масс

Количество магистерских программ, выпускающих специалистов узкого профиля, которые работают на стыке нескольких специальностей и обладают порой уникальными компетенциями, растет с каждым годом. Как соотносится развитие магистратуры с достижением академического лидерства, на которое государство ориентировало университеты? Какие стратегии помогут вузам готовить профессионалов, всегда востребованных в быстро меняющемся мире? Широкий круг вопросов – от технологий создания инновационных конкурентоспособных магистерских программ и курсов до внедрения в образовательный процесс лучших мировых практик – был вынесен на традиционную конференцию, которую Благотворительный фонд Владимира Потанина ежегодно проводит совместно с одним из вузов-участников своей Стипендиальной программы. В этом году конференция по понятным причинам снова проходила в онлайн-формате. Ее соорганизатором стал НИТУ «МИСиС», а тема сформулирована как «Академическое лидерство и магистратура. Новые стратегии».

“Академическое лидерство университета невозможно без собственной научно-образовательной повестки в соответствии с вызовами времени и запросами бизнес-сообщества”, – подчеркнула, открывая мероприятие, ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова.

Современный инженер, отметила она, «должен обладать знаниями не только в профессиональной области, но и хорошо разбираться в архитектуре бизнеса, управлять проектами, широко использовать возможности цифровых технологий, владеть набором мягких навыков». Ректор рассказала, что в этом году НИТУ «МИСиС» запускает новые междисциплинарные магистерские программы, в которых обучение основано на практических кейсах от бизнес-партнеров с привлечением к образовательному процессу лучших экспертов компаний. Обязательное условие завершения курса – разработка магистрантами самостоятельных проектов по заказу бизнеса.

И это было первое на конференции упоминание о новых форматах магистерских программ. Потом будет представлено множество самых разнообразных кейсов из многих вузов.
Генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева заметила, что год пандемии не только принес «дефициты и сложности», но и «открыл новые возможности для развития системы образования, появления смелых экспериментов, неординарных решений».

“Мы увидели бум педагогического дизайна: стали появляться совершенно уникальные новаторские курсы, которые трудно было даже представить в традиционном университете, – призналась Орачева. – Все это было бы невозможно без консолидации всего образовательного сообщества, без развития стимулирующей образовательной среды, гибкости в управлении как на уровне отдельных программ и курсов, так и на уровне университета в целом. И, конечно же, без активной жизненной позиции преподавателей”.

Тема магистратуры обсуждалась в дни конференции в разных аспектах: направления развития, устойчивость, конкурентоспособность, чему и как учить. На первой пленарной сессии говорили о лидерстве. Не только академическом, но и о человеческом. Даже в первую очередь о человеческом. Для затравки модератор сессии Ирина Аржанова, исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров, предложила спикерам в рамках блиц-опроса назвать два-три ключевых, на их взгляд, ингредиента академического лидерства. В сложное «блюдо» каждый докладчик добавил что-то свое. Человек, профессионализм, инновации – составляющие понятия «академическое лидерство» от Орачевой. Ценности, характер, умение делегировать – от проректора по учебной работе НИТУ «МИСиС» Тимоти Эдварда О’Коннора.

Фундаментальность, классичность, открытость – от первого проректора НИ ТГУ Виктора Демина. Выдающиеся эксперты-профессионалы плюс университетский менеджмент – от проректора «Вышки» Сергея Рощина. «Ингредиентов», связанных с отдельным человеком, оказалось больше, чем относящихся к университету в целом.

Такой же вопрос дня был предложен всем участникам конференции. Полученное «облако смыслов» позволит сравнить взгляды руководителей вузов, преподавателей, магистрантов, понять, что вкладывается сегодня разными участниками образовательного процесса в понятие «академическое лидерство». Такое знание необходимо для лучшего понимания происходящих процессов, более эффективного менеджмента и в конечном счете для развития университетов. Не случайно в последние годы фонд поддержал несколько исследовательских проектов, связанных с магистратурой.

“Вся миссия фонда построена вокруг людей, – рассказала Орачева. – Мы смотрим на изменения через призму отдельного человека. Индивидуальная поддержка часто дает отложенный результат. Из выпускников программ и конкурсов фонда, которые проводятся с 2000 года, многие возглавили кафедры, факультеты, университеты, сделали хорошую карьеру в профессиональной сфере: получают золотые медали на международных конкурсах, создают уникальные программы и проекты, становятся лидерами сообществ. И такие люди не единичны, что говорит о важности индивидуальной поддержки на раннем этапе развития карьеры”.

В этом году, по словам Орачевой, победителями стипендиального и грантового конкурсов Стипендиальной программы стали 900 человек – 750 студентов и 150 преподавателей. Конкурс при этом был достаточно большой. В программе участвуют 75 университетов от Калининграда до Владивостока, традиционно представлены самые разные вузы (и необязательно те, что относятся к лидерам).

Многообразие видов и типов уже реализуемых магистерских программ, о которых рассказывалось на конференции, не переставало удивлять. Поэтому в некотором роде как ушат холодной воды подействовало выступление директора центра университетского партнерства НИУ ВШЭ Анны Гармоновой, посвященное результатам исследования «Рождение российской магистратуры», проведенного в 2018-2020 годах Институтом образования НИУ ВШЭ при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина. Были опрошены 5 тысяч респондентов в 16 регионах, 15 вузах.

“Мы обнаружили очень серьезные противоречия в мнениях магистрантов и преподавателей по формам учебы, в плане компетенций, которые необходимо получить, а также желаемых моделей и форматов магистратуры, – рассказала Гармонова. – И это не просто один-два процента в пределах допустимой погрешности, это то, что видно невооруженным взглядом”.

Российские преподаватели хотят работать в академической магистратуре, если вообще хотят в ней работать (большинство мечтает вернуть специалитет и считает, что многоступенчатая модель высшего образования себя не оправдала). Студенты же в основном стремятся в практико-ориентированную магистратуру: только 10% хотели бы продолжить академический трек. Но при этом 15% считают, что магистратура не дает исследовательских компетенций”.

«Бóльшая часть студентов готова к изменениям и хочет современного ответа от системы. В первую очередь вузам важно предлагать большое количество моделей образования. У студентов должен быть выбор», – считает эксперт.

Поиск путей к этой цели, собственно, стал одним из ключевых мотивов, звучавших в выступлениях.

Наталия БУЛГАКОВА

Нет комментариев

Загрузка...
Новости СМИ2