Спецкурс по ракетостроению и космическому программированию для школьников разработали самарские ученые

Самарский университет им. Королёва разработал для школьников образовательный спецкурс по ракетостроению и космическому программированию. Пилотная образовательная программа, рассчитанная на учащихся 7-11 классов, будет запущена в университете уже в этом месяце и завершится в апреле. Записаться на эту программу может любой самарский школьник, желающий получить теоретические знания и практические навыки в сфере программирования и конструирования ракет.

В ходе обучения юные конструкторы и программисты, разбившись на команды, под руководством наставников спроектируют, построят и запустят в небо действующие модели ракет, оснащенные необходимой электронной начинкой — приборами, датчиками и т.д. Спецкурс «Программирование и ракеты» поможет школьникам соориентироваться в выборе будущей профессии и получить дополнительные знания для дальнейшего поступления в вуз.

«Наш университет впервые организует такое двухмесячное тематическое обучение школьников. Данная образовательная программа — это не просто обучающие курсы, это настоящее путешествие в мир науки и техники, где каждый сможет прикоснуться к трем ключевым профессиям современности: инженера, программиста и электронщика. Мы поможем школьникам определиться с карьерной траекторией и открыть в себе новые таланты, а также научиться работать в команде«, — отметил Владимир Богатырев, ректор Самарского университета им. Королёва.

Занятия будут проходить на базе лабораторий университета, по полтора часа дважды в неделю. Возраст участников — от 12 лет. Обучать ребят будут студенты старших курсов и аспиранты. Для проведения занятий в университете был разработан электронный конструктор RaCEboard («Рейсборд»). Изготовлено уже более 80 комплектов этого конструктора.

“RaCEboard представляет собой набор готовых электронных плат с разъемами, своего рода электронный «лего». Из этих плат можно легко и быстро собирать — как бургер или бутерброд — различные компоненты необходимого бортового оборудования. Например, на плате телеметрии уже есть собранные модули радиопередатчика и спутниковой навигации с соответствующими антеннами. Есть плата микроконтроллера, в который юные программисты будут «заливать» написанные ими варианты программ. Готовая плата питания отвечает за каналы управления сервоприводами и двигателем постоянного тока, а на плате датчиков разместились барометр, акселерометр, гироскоп, магнетометр, линия мультиплексора и выходы различных цифровых интерфейсов. С помощью плат этого конструктора можно собрать электронный «мозг» вашего устройства, будь то модель лунного ровера или робот-манипулятор, действующая модель ракеты или самолета. Это платы со множеством датчиков, отслеживающие состояние вашего устройства и реализующие алгоритм, который вы сами запрограммировали”, — рассказал Антон Полтораднев, разработчик курса «Программирование и ракеты» и конструктора RaCEboard, сотрудник Инжинирингового центра Самарского университета им. Королёва.

RaCEboard позволяет получать данные о местонахождении устройства, определять высоту относительно уровня моря и ориентацию в пространстве, управлять двумя сервоприводами и двигателем постоянного тока, передавать данные по радиоканалу на частоте 433 МГц на расстояние до 5 км, работать с различными внешними устройствами и датчиками. Также заложена возможность использования Wi-Fi и Bluetooth.

Кроме наличия специализированного учебного оборудования в числе несомненных плюсов данной образовательной программы — высокий уровень компетенций Самарского университета им. Королёва в аэрокосмической сфере. Кроме того, по итогам спецкурса школьники смогут принять участие в чемпионате «Воздушно-инженерная школа» — это совместный проект Роскосмоса и МГУ имени М.В. Ломоносова. Самарский университет им. Королёва выступает соорганизатором регионального этапа чемпионата. А также заявиться в проекты, которые реализует Центр экспериментов в космосе Самарского университета им. Королёва.

«Сейчас во многих школах организуются инженерные классы, создаются кружки по робототехнике, однако существует определенная проблема с подбором квалифицированных педагогических кадров соответствующих специальностей. Наш университет обладает всеми необходимыми компетенциями для проведения обучения на самом высоком уровне— подчеркнул Иван Зубрилин, директор Инжинирингового центра Самарского университета им. Королёва— Участники нашего образовательного курса смогут попробовать себя в роли инженеров — они научатся работать в программах для 3D-моделирования, будут разрабатывать и читать чертежи, работать с 3D-принтером и ручными инструментами. В роли электронщиков они изучат устройство различных датчиков, компонентов и микроконтроллеров. В качестве программистов школьники будут программировать микроконтроллеры и проверять, как срабатывает написанный ими код, будут искать и исправлять ошибки — как настоящие программисты. По результатам обучения ребята в командах разработают, построят и запрограммируют свои ракеты и смогут испытать их на практике – запустив в небо».

 

 

Фото: Самарский университет

Нет комментариев