Ректоры российских вузов обсудили критерии конкурентоспособности высшей школы

05.10.20

Цифровизация высшего образования и трансформация образовательного процесса в условиях пандемии стали основными темами VIII Международного форума ведущих вузов «Глобальная конкурентоспособность», состоявшегося 30 сентября в Москве.

Мероприятие, организованное рейтинговым агентством RAEX («РАЭКС-Аналитика»), собрало аналитиков и экспертов в сфере образования, руководителей ведущих вузов, попытавшихся ответить на вопрос, для чего нужны университеты и какие критерии должны определять эффективность их деятельности.

Форум начался с представления результатов ежегодного рейтинга RAEX «100 лучших вузов России». В серии коротких видеоинтервью ректоры российских вузов выделили тенденции развития отечественного образования и ответили на вопросы о критериях оценки вузов в рейтингах, проектной деятельности и научной состоятельности университетов, о будущем ряда профессий, об изменении подходов к образованию в связи с эпидемиологическими ограничениями.

Видеодискуссия была продолжена участниками форума в формате живого диалога. Ректоры девяти российских вузов обсудили индивидуализацию образования, сетевое взаимодействие вузов и партнёрство с корпорациями, влияние на общество и основные миссии университета.

Необходимо дать студенту базис, научить его учиться. Если он это умеет, то в любой ситуации адаптируется, сориентируется и будет компетентен. Студент — это не сосуд, который мы должны наполнить, а факел, который нам необходимо зажечь,

— отметил ректор МГТУ имени Н. Э. Баумана Анатолий Александров.

Участники дискуссии констатировали невозможность полноценной замены очного образования дистанционным, тягу студентов в учебные аудитории после длительного перерыва, более успешную сдачу сессии в период пандемии, а также явное отсутствие у иностранных студентов желания проходить обучение в российских вузах дистанционно — из своей страны. Поговорили они о плюсах и минусах дистанционных технологий, сложностях методической подготовки и программирования организации образовательного процесса в дистанционном формате в период пандемии, повышении нагрузки педагога.

Ректор НИЯУ МИФИ Михаил Стриханов обратил внимание на такой минус дистанционных технологий, как отсутствие «частного пространства педагога» (no privacy):

Общаться со студентами приходится в любое время суток. В целом, пандемия дала эффект благодаря гибриду очного и онлайн обучения. Сегодня необходимо готовиться к разным сценариям образовательного процесса, но основной будет гибридный.

Многие участники дискуссии сошлись во мнении, что пандемия стала отправной точкой к созданию образования будущего и заставила пересмотреть традиционные подходы. Владение информационными технологиями — необходимый практический навык, уровень которого педагог должен повышать по мере их развития. При этом образовательные учреждения оказались готовыми к новому формату по-разному.

Ректор Уральского федерального университета имени первого президента России Б. Н. Ельцина Виктор Кокшаров отметил, что пандемия показала серьёзное расслоение между университетами по степени готовности к дистанту и отсутствие у вузов единых цифровых решений — немногие смогли оперативно создать и запустить онлайн-курсы.

В свою очередь, ректор Санкт-Петербургского политехнического университета имени Петра Великого Андрей Рудской заметил, что создание онлайн-курса — недешёвое удовольствие, средняя стоимость его разработки порядка 1,5 миллиона рублей, и это не включая затраты на поддержание.

Отдельной темой дискуссии стала проектная деятельность, взаимосвязь «вуз — работодатель» и сотрудничество профильных вузов с корпорациями.

Важно с ранних курсов вовлекать студентов в решение реальных производственных задач,  отвечающих на вызовы национальной экономики, — рассказала ректор НИТУ МИСиС Алевтина Черникова. — Нам необходимо дополнять знания, которые есть у университета в качестве собственной экспертизы, знаниями, которые есть у бизнес-сообщества.

С ректором МИСиС согласился ректор Бауманки, отметивший, что результат для будущего инженера — это прежде всего проект, технология, а не статья в научном журнале. Тема участия вуза в решении экономических задач, приоритетности изобретательской деятельностей над научно-публикационной не раз возникала и в рамках дискуссии, и в рамках выступлений на заседаниях секций «Влияние информационных технологий на конкурентоспособность вузов» и «Российские университеты через призму рейтингов: реальность и ожидания». В их работе приняли участие представители вузов и аналитики, занимающиеся оценкой эффективности деятельности высших учебных заведений.

Вопросы рейтингования затронули в своих выступлениях и. о. проректора РЭУ имени Г. В. Плеханова Дмитрий Штыхно, директор центра мониторинга и рейтинговых исследований НИЯУ МИФИ Сергей Киреев, ректор Государственного гуманитарно технологического университета Надия Юсупова, проректор по научной работе МФТИ Виталий Баган и другие.

Виталий Баган напомнил о проекте 5-100, назвав его целью не попадание вузов в рейтинг, а использование инвестиций на планируемые изменения (создание лабораторий, привлекательных условий для занятия наукой и так далее).

Рейтинг не может быть показателем деятельности вузов, ключевым является целеполагание, —уверен Виталий Баган, проректор МФТИ . — Задача каждого университета — создание стабильной экосистемы, которая после завершения инвестиций со стороны государства будет дальше стабильно работать самостоятельно.

Ректор Российского нового университета (РосНОУ) Владимир Зернов указал на необходимость пересмотра и усовершенствования критериев рейтингов и продолжил затронутую коллегами тему реальных технологий в противовес наукометрии:

Что для нас важнее: наукометрия или реальная технология? Реальная технология и есть влияние вуза на развитие экономики — как раз тот критерий, который отличает рейтинг «Три миссии университета». Приоритетная задача рейтингов — катализация коллективов вузов на развитие и достижение конкурентоспособных результатов.

Пресс-служба РосНОУ

Нет комментариев