Охота к охвату. Вузам прописано быть на слуху

В современных реалиях, когда почти у каждого есть смартфон, аккаунты в социальных сетях и другие возможности для поиска и передачи информации, правильно выстроенная коммуникация становится важнейшим фактором успешного продвижения и развития в самой разной деятельности, в том числе и в образовательной.

Ежегодно перед десятками тысяч абитуриентов возникает вопрос: куда поступать? Ответить на него, как правило, помогает Интернет: вузовские сайты, соцсети, форумы и другие источники информации, доступные во Всемирной паутине. И хотя многие отечественные вузы уже давно освоились в медиаполе, осознавая всю важность коммуникационных стратегий для собственного развития и привлечения новой аудитории, для большинства учебных учреждений факт того, что университет — это бренд, нуждающийся в продвижении, все еще является не вполне очевидным.
Помочь вузам добиться большей информационной открытости и наладить эффективную коммуникацию с общественностью взялись эксперты из Brand Analytics, специализирующиеся на мониторинге и анализе социальных медиа и СМИ, и специалисты проекта «Социальный навигатор» Международной медиагруппы «Россия сегодня».

В конце января 2023 года компании презентовали систему из четырех новых рейтингов, отображающих результативность коммуникационных стратегий 270 российских университетов, подведомственных Правительству РФ, Министерству науки и высшего образования и Министерству просвещения.

«Предметом нашего изучения стала не только активность вузов в медиаполе, но и то, что говорят родители и студенты про выбранные учебные учреждения «здесь и сейчас», — отметил директор по стратегическим коммуникациям Brand Analytics Василий Черный. — Полученные результаты наглядно доказали, что сегодня коммуникация на социальных платформах — принципиально важная вещь».

Эксперт уточнил, что для расчетов был проанализирован огромный поток русскоязычных сообщений в различных соцмедиа, включая социальные сети, видеохостинги и мессенджеры: «ВКонтакте», Telegram, «Одноклассники», «Дзен», Youtube, Rutube, Yappy, ЯRUS, Twitter, Facebook* и Instagram* (*соцсети, запрещенные в России), Tiktok, а также блоги, форумы, отзовики и маркетплейсы. При этом «человеческий фактор» был исключен, и все расчеты проводились автоматически, что, по мнению Василия Черного, сделало рейтинги максимально объективными.

Что же представляет собой новая система от Brand Analytics? И как в ней распределились места между вузами?

Как уже говорилось выше, в пилотное исследование вошли четыре рейтинга, отображающие активность вузов на различных ресурсах. Первый оценил, насколько пользуются популярностью собственные сайты вузов, и показал количество посещений сайтов официальных, а также число просмотров постов в «ВКонтакте» и Telegram.

«Эти площадки были выбраны как наиболее актуальные для российских пользователей. На наш взгляд, для развития своих коммуникаций вузам необходимо уделять им особое внимание», — прокомментировала руководитель проекта «Социальный навигатор» Наталья Тюрина.

В этом блоке в пятерку лучших вошли Высшая школа экономики (ВШЭ), Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова (МГУ), Российская академия народного хозяйства и государственной службы ­(РАНХиГС), Уральский федеральный университет и Казанский федеральный университет. У каждого из этих университетов за последний месяц были зафиксированы миллионы посещений сайтов и просмотров постов. На последней строчке оказался Самарский государственный социально-педагогический университет, не набравший даже тысячи заинтересованных пользователей в суммарном индексе.

Второй рейтинг продемонстрировал представленность высших образовательных учреждений в научно-популярных изданиях. По задумке составителей, в будущем этот блок должен помочь вузам оценить эффективность продвижения своих научных, технологических и инновационных достижений в прессе.

Анализ упоминаний проводился на сайтах российских научно-популярных СМИ и в разделах федеральных медиа, посвященных науке. В выборку вошли всего 18 изданий. Среди них: «Аргументы и факты — Наука», «Газета.ru — Наука», «Знание — сила», «Машины и механизмы», «Наука и жизнь», «ТАСС — Наука», N+1, Naked Science, Techinsider и другие.

Согласно исследованию, за последние три месяца больше всего в научно-популярных медиа говорили про МГУ (549 упоминаний), ВШЭ (341), Московский физико-технический институт (231), Пермский политех (156) и Санкт-Петербургский госуниверситет имени Петра Великого (103). Примечательно, что в этом рейтинге на данный момент значатся всего 49 позиций. Причем 43-е место (с одной публикацией в СМИ) разделили сразу 38 вузов. У всех, кто ниже, — ноль упоминаний.

Третий рейтинг дал комплексную оценку представленности вуза в русскоязычном медиапространстве. Тут подсчитывались вообще все упоминания как в средствах массовой информации (не только в научно-популярных), так и во всех доступных социальных медиа. Здесь в лидерах оказались МГУ (122 064), ВШЭ (75 312), РАНХиГС (54 958), СПбГУ (40 383) и Московский государственный институт международных отношений (38 389). А аутсайдерами стали Северо-Осетинский государственный педагогический институт (98), Ангарский государственный технический университет (253) и Алферовский университет (296).

Авторы исследования обещают, что первый и третий рейтинги будут обновляться ежемесячно, а второй (упоминания в научно-популярных изданиях) — ежеквартально. Таким образом, российские вузы получат возможность постоянно отслеживать не только свое положение в рейтингах, но и конкурентов. А в декабре 2023 года авторы новой системы намерены выпустить большой интегральный рейтинг, где будет отображена динамика показателей университетов за целый год.

Вся информация о новых рейтингах лежит в открытом доступе на официальном сайте BrandAnalytics. Составители также обещают сделать рассылку по пресс-службам вузов.

Татьяна ЧЕРНОВА

Нет комментариев