На повестке — повестки… В каком строю место ученым и преподавателям

Решение Президента РФ Владимира Путина о мобилизации, объявленное утром 21 сентября, несмотря на смягчающее прилагательное «частичная», перевернуло, без сомнения, жизнь всех без исключения граждан. Соответствующий указ не уточняет, какие именно категории населения эту часть составят. Но в официальном обращении президента круг людей, которых могут призвать, четко очерчен: «только те граждане, которые в настоящий момент состоят в запасе, и прежде всего те, кто проходил службу в рядах Вооруженных сил, имеет определенные военно-учетные специальности и соответствующий опыт». Потом были определены и категории граждан, имеющих право на отсрочку. В список вошли, в частности, специалисты с профильным высшим образованием, необходимые для обеспечения работы отдельных высокотехнологичных отраслей и финансовой системы России. Были в списке даже журналисты, однако не нашлось места ученым, преподавателям и студентам. Хотя, казалось бы, ясно, что без интеллектуальной элиты обеспечить работу высокотехнологичных отраслей невозможно по определению.

Впрочем, относительно студентов ситуация вскоре немного прояснилась: через три дня, 24 сентября, Президент РФ подписал указ, касающийся учащихся колледжей и вузов. В нем говорится, что «отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется студентам, обучающимся по очной и очно-заочной формам обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования в государственных образовательных организациях, в научных организациях и получающим образование соответствующего уровня впервые».

Тут же возникли вопросы. Во-первых, а как же аспиранты? Они хоть и являются учащимися вуза (согласно закону, аспирантура — это тоже ступень образования), но они не студенты. Не имеют отсрочки и проходящие ординатуру медики. Во-вторых, а что насчет преподавателей? Если их мобилизуют, кто будет передавать опыт подрастающей научно-технологической смене? Доктора и кандидаты наук, руководители научных школ — пока, во всяком случае — также имеют все шансы получить повестку. И, наконец, в-третьих, за бортом остались студенты негосударственных организаций высшего образования (в том числе и таких, как Сколтех и Иннополис). А это, между прочим, 12% от всех студентов страны.

Оказалось, есть свои тонкости в трактовке слов «получающие образование соответствующего уровня впервые». Согласно разъяснению Минобрнауки, для лиц, получивших диплом специалиста после 2012 года, обучение в магистратуре считается вторым высшим образованием. И, следовательно, права на отсрочку таким магистрантам не дает.

Минобрнауки РФ открыло горячую линию по вопросам, связанным с частичной мобилизацией, возникающим у обучающихся в вузах. За первые трое суток на нее поступили более 10 тысяч звонков. Ответы на самые часто задаваемые вопросы ведомство разместило на карточках (их можно найти, например, в Telegram-канале Минобрнауки России). «Если вы студент и получили повестку, обратитесь на горячую линию», — призывает ведомство.

По тому же телефону, но с другим добавочным номером, круглосуточно оказывают обратившимся психологическую поддержку. Напоминаем номер: 8 (800) 222-55-71 (доб.1, доб. 2).
На научном фронте также идет борьба за право остаться в рабочем строю, то есть на рабочем месте. Системного решения в отношении работников науки в связи с мобилизацией на момент написания этого материала нет.

Молодые ученые обратились к президенту РАН Геннадию Красникову и министру науки и высшего образования Валерию Фалькову с просьбой добиться брони для научных кадров, выполняющих госзадание. Письмо об этом от имени Совета молодых ученых РАН подписал его председатель Андрей Котельников. В послании говорится, что в условиях острой нехватки научных сотрудников по целому ряду направлений военная мобилизация может нанести серьезный ущерб научным организациям. Страна столкнется с угрозой утраты целых научных школ и направлений, в результате чего обеспечение ее технологического суверенитета окажется под большим вопросом.

СМУ также просит руководство РАН разъяснить правовой статус сотрудников институтов, подлежащих военному призыву, и определить порядок действий институтов по «резервированию» своих кадров, выполняющих госзадание. Предлагается также определить и внедрить механизм бронирования ученых от военного призыва (с составлением соответствующего реестра лиц). Как считают молодые ученые, бронь от военного призыва необходима сотрудникам, имеющим ученые степени, и учащимся очной аспирантуры.
Поволжское межрегиональное объединение Профсоюза работников РАН также подготовило обращение к министру науки и высшего образования и президенту РАН с просьбой инициировать принятие нормативных актов о введении брони для сотрудников институтов РАН.

«Мы считаем, что мобилизационные списки чересчур расширены, нам бы хотелось как максимум, чтобы все сотрудники академического сектора получили бронь. Мозг нации нужно беречь!» — заявил в интервью «Московскому комсомольцу» заместитель председателя Профсоюза работников РАН Вячеслав Вдовин.

Он также напомнил, что около сотни российских институтов имеют статус организаций, входящих в оборонно-промышленный комплекс страны.

«Мы считаем, что уж их сотрудники точно должны сейчас работать на своих рабочих местах», — сказал Вячеслав Федорович.

По словам президента РАН Геннадия Красникова, Российская академия наук готовит обращение к Минобрнауки и Министерству обороны РФ об освобождении от мобилизации аспирантов, кандидатов и докторов наук. Поддержал ученых и председатель Комитета Госдумы РФ по науке и высшему образованию Сергей Кабышев.

«Частичность мобилизации, проводимой путем военного призыва, не отменяет значимости общегражданской мобилизации, когда каждый на своем месте должен вносить максимальный вклад в общее дело защиты Отечества, — написал депутат в своем Telegram-канале.

Он сообщил, что к нему обратилась Ассоциация частных образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций России с просьбой о содействии в восстановлении прав студентов негосударственных вузов.

«Действительно, все студенты аккредитованных государством вузов равны в своих правах», — считает Сергей Кабышев.

По его словам, «в ближайшие дни будут опубликованы соответствующие акты, освобождающие от частичной мобилизации студентов всех вузов, аспирантов, лиц с учеными степенями».
Депутат также сообщил, что на предстоящем заседании Комитета по науке и высшему образованию будет обсуждаться «ряд законопроектов, гарантирующих академические права студентов, аспирантов и преподавателей, заключивших контракт на добровольное участие в выполнении задач, возложенных на Вооруженные силы в рамках специальной военной операции».

Наталия БУЛГАКОВА

Фото: baikal24.ru

Нет комментариев