На крыльях перемен. Университет выбирает инновационную орбиту

Год назад в историческом центре Санкт-Петербурга появилось современное пространство в стиле экоарт: пять разноформатных аудиторий для учебных занятий, обсуждения проектов, посиделок за чашкой кофе с ноутбуком или книгой, представительская зона для лекций и встреч городского масштаба. Прошлое встречается с будущим: обнаженная кирпичная кладка времен нахождения в здании казарм лейб-гвардии Конного полка позволяет буквально прикоснуться к истории, а яркие инсталляции и цветочная стена «Через хлорофитум к звездам» воплощают единство технологий, экологии и новейших течений искусства. Координаты этого чудесного оазиса — Большая Морская улица, 67, Государственный университет аэрокосмического приборостроения, «Точка кипения — Санкт-Петербург. ГУАП». Сподвигло вуз на создание новой территории коллективной работы стремление соответствовать модели Университета 4.0 как глобальной, открытой для общества, динамично развивающейся площадки.

«Это был настоящий вызов, с учетом острого дефицита площадей, — призналась ректор ГУАП, доктор экономических наук, профессор Юлия Антохина. — Проще было бы разместить локальную «Точку кипения» в нашем здании в Московском районе. Но совсем другое дело — региональный статус, перспектива наполнять новыми функциями городскую среду в красивейшем, «открыточном» месте. Сузили зону поиска, провели с пристрастием ревизию помещений в главном университетском корпусе. Обратили внимание на ремонтно-строительный цех, оценили, насколько эффективно используются занимаемые им 500 квадратных метров. Выяснив, что неэффективно, часть старых станков перевели в другое помещение, остальные отправили на металлолом. И, как видите, в ходе реконструкции, которая заняла ровно год, не урезали, а даже прирастили учебные площади».

Архитекторы, художники и дизайнеры вкупе с университетской креативной командой трудились не напрасно. Начиная эту работу, о пандемии коронавируса и не подозревали. А когда она случилась и вуз перешел на дистанционный формат обучения, «Точка кипения» органично приняла на себя новую смысловую нагрузку. Стала местом проведения мероприятий в форматах онлайн и офлайн, видеоконференций с авторитетными спикерами, экспертами, лидерами мнений. Именно благодаря открытости и техническому оснащению она вовлекает в свою орбиту гораздо больше людей, чем физически способна вместить. Первоначальный календарь насчитывал 333 события, и почти все они состоялись, в том числе знаковые: форум «КосмоСтарт», торжественное заседание Ученого совета, посвященное 80-летию вуза, приуроченная к юбилею выставка научных достижений. Поистине попали в «Точку»!

В последнее время ГУАП снискал репутацию университета-ньюсмейкера, на глазах превращаясь из добротного отраслевого вуза в многопрофильный международный научно-образовательный центр. В день нашей встречи с ректором проводился финал олимпиады с интригующим названием «Летающая робототехника». Как объяснили «Поиску», это был студенческий трек олимпиады кружкового движения Национальной технологической инициативы. Финалисты должны были дистанционно, с помощью предоставленных хозяевами дронов провести мониторинг склада, отметить цветом и расставить разные типы товаров, после чего вывести результаты инвентаризации на терминал для потребителя. Такая вот задача, включающая техническое зрение, распознавание цвета, вычисление координат объектов. Решали ее бакалавры и магистранты из ведущих технических вузов страны. В итоге победила команда из ГУАП с космическим названием «Буран».

 

Вообще в этом университете очень любят соревноваться. Недаром ГУАП стал активным участником движения WorldSkills Russia, вводит в него новые компетенции FutureSkills, растит и раскручивает собственных чемпионов. Соревновательный азарт — это прекрасно, но могут ли победы в чемпионатах служить индикатором качества инженерного образования? Самый простой ответ состоит в том, что у истоков проекта FutureSkills по опережающей подготовке кадров стояли подразделения ГУАП, в частности, Институт информационных систем и защиты информации, а номинации, в которых выступают студенты в межвузовских чемпионатах («Интернет вещей», «Программные решения для бизнеса» и другие) — суть учебные дисциплины. В ГУАП начали с одной, актуальной для рынка труда компетенции, которую разработали и вывели на международный уровень, — это «Корпоративная защита от внутренних угроз информационной безопасности» (партнерами выступили профильные компании «Инфотекс» и «Инфовотч»). Сегодня их уже 16, и каждая имеет высокотехнологичного партнера.
Понятно, что в соревновательной линейке ГУАП выбрал для себя инженерный срез, проектирование новых компетенций, востребованных в цифровой экономике.

Проведение турниров разного калибра (колледж, вуз, регион, страна, континент) — это не только наработка менеджерских навыков, но и обкатка новых методик подачи и закрепления знаний через практику, вариантов эффективной трансформации учебных планов. Можно ведь целый семестр грызть гранит науки, а можно в течение пяти дней чемпионата разобраться с предложенными компаниями бизнес-кейсами. Цель — предложить каждому из 15 тысяч студентов ориентиры личностного и профессионального роста — достигается в том числе таким способом. И престижное второе место в финале межвузовского национального чемпионата по стандартам WorldSkills 2019 года — показатель формирования навыков будущего, а значит, и качества профессиональной подготовки в университете. Как сказал, поздравляя ГУАП с этим успехом, вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Княгинин, в обычном вузе образовательный стандарт утверждается пять лет, в некоторых — десять, а все, что связано с WorldSkills, обновляется раз в полгода. Это другая скорость процесса, сопоставимая с обновлением программного обеспечения, эволюцией технологических систем.

При этом решается еще одна задача — поиск и привлечение в ГУАП талантливых абитуриентов. Впрочем, один источник кадров особо искать не надо — это вузовский факультет среднего профессионального образования, где ведется подготовка по девяти инженерно-техническим специальностям. Его студенты тоже участвуют в WorldSkills, по окончании факультета почти половина из них продолжает учебу в бакалавриате. Эти ребята, как правило, сильнее поступивших на первый курс выпускников школ, что видно по результатам первой же сессии. Кроме того, в Санкт-Петербурге есть Академия цифровых технологий, ее воспитанники приносят городу много побед в юниорской категории WorldSkills. ГУАП опекает юниоров, проводит для них тренинги, на которых скучно не бывает, в чем легко убедиться, посетив, например, мастер-классы для школьников по беспилотным авиасистемам в Инженерной школе ГУАП.

Инженерная школа, созданная по инициативе ректора, — пожалуй, ключевое звено в цепочке происходящих в вузе перемен. При сохранении бакалавриата и магистратуры в ней открыт ряд новых лабораторий: беспилотных авиационных систем (с собственной зоной полетов!), киберфизической безопасности, интернета вещей, электроэнергетики, робототехники, искусственного интеллекта, плюc cтуденческое конструкторское бюро совместно с ПАО «Силовые машины». Именно лабораторий, а не кафедр, причем у каждой есть куратор в лице продвинутой хайтек-компании. Такой проекто-ориентированный подход предполагает сквозную подготовку в течение шести лет, начиная с первого курса, нацеленную на получение компетенций инженера с элементами управленца, с навыками технологического предпринимательства и бизнес-администрирования, потенциальных руководителей предприятий, каковых сегодня остро не хватает.

И здесь, как в случае с «Точкой кипения», задуманное не откладывали в долгий ящик. В течение нескольких месяцев определили место расположения, структуру и преподавательское ядро Инженерной школы, а в 2016 году она объявила первый набор.

Неотъемлемая часть школы — акселератор Инженерный гараж, куда могут приходить ребята с младших курсов и школьники для реализации своих идей. Гараж появился позже, в 2018 году (надо было подготовить помещение), и сразу наполнился конкретным содержанием, потому что это комфортное для пребывания пространство, где можно работать руками, где нет четкого разделения на преподавателя и студента, эти грани стерты. Поддерживать безбарьерную творческую среду помогает возраст наставников — в основном это вчерашние магистранты, аспиранты, молодежь, воспитанная в вузе.

В целом профессорско-преподавательский состав ГУАП весьма солиден: 80% сотрудников имеют ученые степени, за пять последних лет защищены более 60 диссертаций. Вуз дорожит преемственностью научных школ, формирующей почву для роста перспективной научной молодежи. Вместе с тем перемены затрагивают каждого. Нет ни одного коллектива технического института или гуманитарного факультета, которые бы на них не откликнулись. Все хотят быть причастными к процессам обновления, а для этого надо выходить из зоны комфорта. На таких направлениях, как «Радиотехника 5G», «Робототехника», сложился симбиоз молодых, но уже остепененных сотрудников и специалистов «серебряного» возраста. Или взять Лабораторию воды (вода для космоса — субстанция особая во многих отношениях) — структура новая, а кадры проверенные, со стажем работы в вузе. Директор Инженерной школы Сергей Соленый и не делит сотрудников по возрасту: гордится аспирантами, возглавляющими лаборатории, и привлекает 60-летнего специалиста для ведения курса по 3D-моделированию.

Пример того, как освежаются привычные представления и связи, — форум авиации и космонавтики «КосмоСтарт», прошедший уже в пятый раз. Многие подразделения университета заточены на взаимодействие с космической отраслью, подготовку кадров и проведение серьезных исследований для нее. На этом фоне «КосмоСтарт» может выглядеть чисто имиджевой историей. Но это лишь на первый взгляд. Вуз позиционирует себя не как разработчик неких «железок», а как портал для выхода в ракетно-космическую и авиационную сферу. Форум призван показать старшеклассникам и студентам, насколько она привлекательна и доступна. Отсюда его растущая популярность, он стал международным, участников, в том числе космонавтов, все больше.

В ходе предыдущего форума, для которого Роскосмос предоставил аж 16 симуляторов, произошел забавный случай: пропал один из гостей, летчик-испытатель, готовившийся к полету в космос, который должен был выступать с лекцией перед школьниками. Нашли его… в очереди желающих поупражняться на симуляторе, имитирующем работу в открытом космосе. То есть это было реальное оборудование Центра подготовки космонавтов. Три таких симулятора есть в ГУАП, на них обучаются магистранты. Садишься в кабину, запускаешь компьютерную программу и паришь в виртуальной невесомости. Так что космос действительно становится ближе!
Корпорация «Роскосмос» — соучредитель «КосмоСтарта», поэтому логично, что вуз в рамках пятого форума подписал с ней договор о сотрудничестве. Но не космосом единым — аналогичное соглашение в конце прошлого года было подписано с Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК). Казалось бы, партнер не профильный, но в ГУАП рассудили иначе: мы занимаемся приборостроением, системами передачи информации, что необходимо и для военного, и для гражданского секторов судостроения. Так почему бы не организовать на предприятиях корпорации студенческую практику, не предложить им наши компетенции? Одна из 42 компаний, входящих в ОСК, «Северная верфь», уже проявила предметный интерес к разработкам вуза.

Новые веяния в жизни ГУАП связывают с назначением на пост ректора его выпускницы профессора Юлии Антохиной, прошедшей в стенах альма-матер все ступеньки профессиональной и управленческой лестницы. Юлия Анатольевна не скрывает, что трудно смотреть на свой вуз со стороны, когда находишься внутри него со студенческих лет. Ценным подспорьем в этом плане стало обучение в Московской школе управления «Сколково» по министерской программе «Новые лидеры высшего образования», куда ее направил предыдущий ректор, ныне — президент вуза Анатолий Аркадьевич Оводенко. Ей повезло оказаться в первом запуске программы, это были сто человек со всей страны, вместе с ней учились нынешний министр образования и науки Валерий Николаевич Фальков, замминистра Дмитрий Владимирович Афанасьев. Начинала она этот десятимесячный курс в качестве проректора вуза по экономике, по ходу обучения стала первым проректором. Около 30% выпускников той первой программы ныне — ректоры, со многими Антохина поддерживает отношения.

Так вот, когда пришло время принимать решения о том, как дальше жить университету, первым шагом, подсказанным «Сколково», было обращение к независимым экспертам. Они дали оценку текущего состояния вуза, опираясь на конкретные показатели, что называется, ничего личного, и стало ясно: университет отстает от запросов Индустрии 4.0, а значит, теряет притягательность для подрастающего поколения. Нужно сделать так, чтобы молодежи было интересно учиться, она должна видеть линию роста, и руководство просто обязано определить те направления, по которым вуз будет развиваться, чтобы сделать своих выпускников успешными. Профессор Антохина постоянно ставит себя на место студентов, более того, считает, что «впадать в студенчество» ректору необходимо:

«Смотрите, у ГУАП около тысячи партнеров. Из 132 наших направлений подготовки две трети — технические специальности, фундаментальные и прикладные. Легко ли студенту сориентироваться в этом океане возможностей? Создание Инженерной школы и участие в WorldSkills как раз и связаны с идеей трансформировать учебные планы так, чтобы каждый студент к третьему-четвертому курсу мог осознанно принять решение о своем профессиональном будущем. Как помочь молодому человеку определиться? Путем пересборки четырехлетней программы бакалавриата по схеме «2+2». Иными словами, первые два года, пока ты мало что понимаешь в жизни (сужу по себе в семнадцать лет), даются на общеобразовательные дисциплины, вхождение в специальность, обретение навыков коммуникации, работы в команде и т. д. А во время пятого семестра — во многом решающего — студент должен понять, кем и каким он хочет быть. И в зависимости от этого выбирается вариант учебного плана, формируется индивидуальная образовательная траектория».

Конечно, это длительный процесс, но он уже «заведен» в принятую Ученым советом вуза программу развития до 2030 года. ГУАП вступил в первую пятилетку трансформации. Есть дорожная карта, финансирование, но главная предпосылка — есть кадры, готовые творить изменения, переосмысливая классические образовательные технологии и методики. Эта работа ведется как с давними партнерами («Ленинец», «Рубин», «Гранит-Электрон» и другими, имеющими базовые кафедры), так и с представителями новой экономики, кураторами Инженерной школы. Встраиваются в учебные курсы треки опережающей подготовки кадров для Индустрии 4.0 с ее основными технологиями, включая искусственный интеллект и цифровых двойников.

О том, что курс выбран правильный, свидетельствует недавнее решение Минобрнауки включить ГУАП в число федеральных инновационных площадок.

Аркадий СОСНОВ

Фото Медиацентра ГУАП

Нет комментариев