И атом, и цифра, и Моцарт. Ректор вуза академик РАН Андрей Рудской — о политехническом подходе в образовании и науке

— Андрей Иванович, Политех — лидер российского инженерного образования, о чем свидетельствуют и высокие рейтинги, и участие в программах «Приоритет-2030», «Передовые инженерные школы», в нескольких научных центрах мирового уровня. Какие преимущества дает ПОЛИтехничность университета, заложенная его основателями, по словам Д.И.Менделеева, «диффузия знаний», если сравнивать с профильными техническими вузами?
— Не открою большого секрета, если скажу, что современная наука мультидисциплинарна, прорывные технологические решения зачастую рождаются на стыке различных дисциплин. Умение мыслить за рамками узкого профиля, постоянно развиваться и расширять свои компетенции, работать в команде — то, чему мы учим студентов.
Разумеется, важна и фундаментальная научная подготовка. И, как вы правильно отметили, диффузия знаний. В образовательном модуле Политеха она реализуется благодаря системе междисциплинарного обучения. Гидротехники слушают лекции у экономистов, физики и математики делятся знаниями с коллегами из других институтов, экономисты изучают основные этапы производства…
Все это расширяет кругозор молодых специалистов, прививает им навыки объемного видения проблемы. Наш уникальный кампус с огромным технологическим парком тоже способствует диффузии знаний и неформальному общению по разным темам. Так что вуз в полной мере отвечает своему названию — ПОЛИтехнический.
— ПОЛИтехничность университета проявляется и в активной международной деятельности. Это не только множество иностранных студентов и преподавателей, но и ряд конкретных международных проектов. Значит, санкции не помеха?
— Геополитическая ситуация последних лет потребовала от всей страны и, разумеется, от Политеха как ведущего инженерного вуза России пересмотра стратегии действий в мировом пространстве. При этом мы предусмотрительно начали диверсификацию международной деятельности еще до пандемии ковида.
Сегодня у нас прочные связи с университетами и компаниями стран Азии, Африки, Латинской Америки. А ПОЛИтехничность обеспечивает широкий спектр сотрудничества — от сельского хозяйства до атомной энергетики.
Выделю интенсивные контакты с партнерами из стран БРИКС, ключевым из них является Китай, где мы первыми из российских вузов открыли официальное представительство.
В том числе при содействии офиса Политеха в Шанхае в ряде городов страны функционируют центры подготовки китайских студентов к обучению в СПбПУ, удалось заметно продвинуть сов­местные научные разработки. Недавно мы расширили свое присутствие в Китае, открыв Международный офис глобального инновационного сотрудничества в Нанкине.
Еще одно приоритетное поле деятельности — африканский континент. На саммите «Россия — Африка» в Санкт-Петербурге летом 2023 года наш президент Владимир Владимирович Путин обозначил этот вектор как важнейший для страны.
Горжусь, что СПбПУ возглавил консорциум Российско-Африканского сетевого университета (РАФУ), сегодня это передний край научно-образовательного партнерства России и Африки. Как председатель консорциума РАФУ готов подтвердить, что за полгода проведена огромная работа по продвижению российского образования в странах Экономического сообщества стран Западной Африки (ЭКОВАС).
— Знаковая дата Политеха отмечается в юбилейный для Российской академии наук год ее 300-летия. Совпадение со смыслом?
— Глобально университет, как и Академия наук, призваны накапливать и передавать знания из поколения в поколение, своими разработками содействовать улучшению жизни людей, обеспечивать технологический суверенитет России. Конечно, это серьезная задача, но нам под силу ее решить. Пример как доказательство — теснейшее, корневое сотрудничество Политеха с Физико-техническим институтом им. А.Ф.Иоффе РАН, которое привело к реализации атомного проекта.
Уверен, что успеху поспособствует и созданное в преддверии юбилея Академии Санкт-Петербургское отделение РАН, которое будет координировать взаимодействие науки, образования и промышленности во благо нашего города, Северо-Западного региона и всей России.
— Страна только что отметила еще одну памятную дату — 80-летие со дня окончательного снятия фашистской блокады Ленинграда. В чем для политехников XXI века уроки той победы?
— Главный урок — осознать сопричастность великому подвигу ленинградцев, равняться на него. С началом войны тысячи политехников пополнили ряды действующей армии, партизанских отрядов и народного ополчения. В Гидрокорпусе обучали стрелков-радистов, врачей поселили в одном из учебных корпусов, в Главном здании разместился госпиталь.
Политехники строили оборонительные заграждения, в учебных мастерских днем и ночью трудились над выполнением военных заказов, ремонтировали радиоаппаратуру, выпускали фильтры для газоубежищ… Когда сжалось кольцо блокады, единственным путем эвакуации ленинградцев и доставки продуктов в город стала переправа через Ладожское озеро «Дорога жизни». Ученые Политеха провели сложнейшие расчеты, чтобы определить оптимальный способ проезда по льду Ладоги.
Мы чтим память о героях Великой Отечественной. Политехники ежегодно участвуют в военно-патриотических слетах, ребята из поискового отряда выезжают на места сражений, увековечивают память погибших красноармейцев. Делают это по зову сердца и передают вахту памяти новым поколениям студентов.
— Характерная черта Политеха — гуманитарный уклон при подготовке специалистов, которым предстоит уже в цифровую эпоху обеспечить глобальную конкурентоспособность российских технологий и продуктов. Чем важна для технического образования культурная составляющая — ваши музыкальные семестры, балы, насыщенная программа Белого зала — Северной филармонии?
— Знаете, подобающий уровень культуры необходим не только для технарей — выпускник любого вуза должен быть разносторонней личностью. Политех — единственный вуз, включивший в расписание творческие занятия для всех первокурсников.
Будущие инженеры-строители, физики-ядерщики, технологи, системные аналитики, биоинженеры не просто слушают Моцарта и Баха, Чайковского и Рахманинова в исполнении симфонического оркестра, они учатся слышать музыку и говорить о высоком. Занятия проходят в том самом Белом зале — жемчужине Главного учебного корпуса, ведет их приглашенный профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова.
Это наш способ воспитания гармонично развитых молодых людей, обладающих системным мышлением, творчески решающих любые задачи, настоящих патриотов Отечества.
Основатель университета министр финансов России Сергей Юльевич Витте сказал: «Воспитывать современного инженера без хорошей гуманитарной подготовки не только безнравственно, но и губительно для страны». А традиции, заложенные великими предшественниками, надо свято соблюдать!

Аркадий СОСНОВ
Фото предоставлено Управлением по связям с общественностью СПбПУ

 

 

 

 

Нет комментариев