Эпоха совмещения. Чем приходится жертвовать современному аспиранту

По результатам опроса, в котором принимали участие выпускники аспирантуры, завершившие обучение в период с 2012-го по 2021-й, 90% аспирантов совмещали обучение с работой, причем большая часть из них была занята полный рабочий день. Эти и другие тенденции выявили авторы аналитического доклада в рамках «Мониторинга экономики образования» НИУ ВШЭ, посвященного опыту совмещения учебы и работы аспирантами.

Если в конце прошлого века аспиранты подрабатывали, то есть основным для них были все-таки обучение, научная деятельность и подготовка диссертации, то сегодня, наоборот, очень часто аспирантура становится дополнением к работе. Главная причина совмещения учебы и работы — финансовая. Аспиранты вполне готовы посвятить все свое время обучению и написанию диссертации, но только при условии, если размер стипендии будет не менее 50 тысяч рублей. Однако реальность от пожеланий далека: текущий средний размер стипендии у обучающихся в аспирантуре существенно ниже прожиточного минимума, что вынуждает их работать параллельно с обучением.

Средняя заработная плата работающих аспирантов составляет 52 тысячи рублей, и это обстоятельство часто ставит точку в определении приоритета между работой и обучением. Приходится чем-то жертвовать.

Вопрос доходов не теряет своей актуальности и после защиты диссертации. Средняя заработная плата выпускников аспирантуры, совмещавших учебу с трудовой деятельностью, на 41% выше, чем у тех, кто не работал во время обучения.

Для большинства обучающихся аспирантуры совмещение учебы и работы является эффективной стратегией в условиях недостаточных стипендий.

Совмещение дает соответствующий опыт, увеличивает шансы на трудоустройство после окончания аспирантуры. Также существует прямая связь с повышением заработной платы и карьерным ростом у аспирантов, совмещающих работу с учебой.

Аспиранты, работающие в организациях неакадемического сектора, зарабатывают на 42% больше, чем их коллеги в образовательных и научных учреждениях. Однако, несмотря на такую значительную разницу в зарплате, отмечают авторы выпуска, за последние десять лет доля аспирантов, совмещавших учебу с работой в неакадемическом секторе, снизилась на 24%. По данным 2022 года, более половины аспирантов трудятся в сфере науки и образования, причем большинство — в той же организации, в которой обучаются. Вне академического сектора чаще всего работают аспиранты в области социальных наук. Также исследователи отмечают, что опыт работы в академической организации не приносит увеличения заработной платы, если впоследствии выпускник приходит в неакадемический сектор.

Существенных различий в количестве опубликованных статей между аспирантами, которые совмещали учебу с работой, и теми, кто сосредоточился на обучении в аспирантуре, выявлено не было. При этом более высокая научная продуктивность наблюдается у тех, чья трудовая деятельность связана с темой диссертации.

Имеющиеся данные не позволяют утверждать, что совмещение учебы и работы может негативно повлиять на вероятность успешной защиты и научную продуктивность аспирантов. Предыдущие исследования на российских данных показывали позитивное влияние практики совмещения на вероятность успешной защиты в том случае, если учеба совмещается с работой внутри организации, в которой обучается аспирант, и негативное, если учеба совмещается с работой в организации вне академического сектора.

«Полученные результаты указывают на необходимость реформ аспирантуры, связанных либо с повышением стипендии за счет снижения количества мест в аспирантуре, либо с помощью в трудоустройстве в подразделение, в котором аспирант пишет диссертацию. Эти факторы позволят усилить его вовлеченность в исследование и повысят шансы защитить диссертацию», — подчеркивают авторы исследования ВШЭ.

Стимулирование аспирантов выплатами может проходить в форме грантов на исследования или субсидирование рабочих мест в образовательных и научных учреждениях. Текущая ситуация с большим числом аспирантов и низкой стипендией приводит к тому, что большинство аспирантов работает и для многих из них обучение не является основной деятельностью.

Пресс-служба НИУ ВШЭ

Нет комментариев