До знания и осознания. Вузам рекомендовано преподавать историю России всерьез

Стартовало профессионально-общественное обсуждение проекта Концепции преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки высшей школы. Первыми его участниками стали представители ведущих вузов страны (более 100) и научного сообщества. Проект презентовали на площадке Первого национального форума преподавателей истории, прошедшего в Тобольске. В рамках форума состоялось расширенное заседание Экспертного совета по развитию исторического образования при Минобрнауки, председательствует в котором глава министерства Валерий Фальков.

Концепцию сформулировали эксперты Российского исторического общества (РИО) под руководством директора Института российской истории РАН Юрия Петрова. Авторы предложили преподавателям сделать приоритетным осмысление фактов, которые уже известны студентам из школьной программы, то есть понимание причин и последствий прошедших событий. Курс «История России» должен содержать также исторические сведения о регионе обучения, о становлении профессии, которую осваивают учащиеся. Необходимо давать им и знание о развитии событий в мире, за пределами своей страны.

«Студенты должны иметь представление о ключевых проблемах мировой истории», — поддержал коллег научный руководитель Института всеобщей истории РАН академик Александр Чубарьян.

Проект концепции в целом он назвал «хорошим материалом для дискуссий», отметив, что в новом формате вузовский курс не должен стать повторением школьного. Программа в части всемирной истории, по мнению академика, должна охватывать такие темы, как роль античного наследия в мире, колониализм, географические открытия, революции и реформы, историческая роль России в мире, Первая и Вторая мировые войны и главные международные события дня сегодняшнего. Александр Чубарьян призвал также обратить внимание на оценку уровня усвоения студентами знаний по истории, чтобы обучение не ограничивалось «прослушиванием курса».

Необходимые изменения в федеральные образовательные стандарты по всем специальностям и направлениям подготовки уровней бакалавриата и специалитета уже внесены и закреплены соответствующим приказом Минобрнауки, который вступает в силу с 1 сентября 2023 года. Они, в частности, касаются доведения количества академических часов, отводимых на освоение дисциплины студентами неисторических направлений подготовки, до 144 (то есть в два раза больше, чем ранее). Об этом на пленарном заседании форума сообщил Валерий Фальков. В рамках мероприятий форума была затронута и проблематика повышения качества профильной подготовки историков. По данным главы Минобрнауки, сегодня 250 образовательных программ по направлениям группы «История и археология» (включая «Историю», «Историческую политологию», «Историю России» и другие) реализуются в бакалавриатах и магистратурах 184 вузов.

Академик Чубарьян заметил, что Экспертный совет по истории во главе с министром создан впервые и это, по его словам, отражает две тенденции сегодняшнего дня: повышение роли истории в современном мире в целом и усиление внимания к ней со стороны министерства в частности. Важной особенностью современного периода развития исторического образования академик назвал его растущую интеграцию с наукой.

Валерий Фальков подчеркнул, что в рамках сотрудничества с РИО особое значение придается инициативам Молодежного клуба, созданного при Историческом обществе в этом году.

«Ряд высказанных его участниками интересных идей ляжет в основу решений, которые мы воплотим в жизнь. Например, с 2023 года в разных городах на базе университетов совместно с РИО будет запущена серия различных курсов повышения квалификации для преподавателей истории»,

— сказал министр, добавив, что одна из главных целей этого проекта — «сделать более содержательной коммуникацию профессионалов».

Завершается работа по воплощению в жизнь еще одной инициативы молодых историков — это организационная и финансовая поддержка начинающих исследователей при подготовке первой монографии.

«Скоро анонсируем решение вместе с РИО», — пообещал глава Минобрнауки.

Он также рассказал о новом сервисе, который призван обеспечить доступ к научной информации в области истории: в издательстве «Наука» разработан прототип Национальной электронной исторической библиотеки.

«Подобные ресурсы есть, но именно на этой площадке будет консолидироваться вся информация», — заверил министр.

Предполагается, что ученые, преподаватели и студенты смогут пользоваться библиотекой бесплатно, по национальной подписке. Им будут доступны учебники и учебные пособия, отобранные Экспертным советом издательства «Наука» и РИО, сборники исторических документов, монографии известных и молодых ученых, научная периодика, а также все диссертации, защищенные в последние три года (с последующим обновлением). Библиотеку снабдят удобным поисковым аппаратом, предусмотрены личные кабинеты для авторов и издателей.

Свое место в электронной базе займет и двадцатитомная академическая «История России» (24 книги, от палеолита до наших дней), подготовленная ИРИ РАН. По словам Юрия Петрова, договор с издательством на публикацию уже есть.

«Это хороший опорный труд для создания учебников и курсов. В «Истории России» максимально полно и достоверно представлена вся сумма исторических знаний о нашей стране», — констатировал директор ИРИ.

В своем выступлении Юрий Петров также отметил, что уже в ходе обсуждении на форуме представленной им концепции коллеги успели поделиться «дельными и конструктивными соображениями» по ее дополнению. Например, предложено добавить в базовое содержание программы историю развития отраслей, в которых предстоит трудиться будущим специалистам. Делились спикеры и своим видением решения задач по совершенствованию подготовки будущих историков. Так, вице-президент РАН, директор Института археологии РАН Николай Макаров призвал, в частности, вернуть археологические студенческие практики «как важную форму приобщения к истории». Сейчас, по его данным, они проводятся не во всех профильных вузах и на «скудные средства». Организацию таких практик следует унифицировать, обеспечить нормальным финансированием, а длиться они должны не менее трех недель.

Председатель РИО Сергей Нарышкин и глава Минобрнауки выразили удовлетворение текущими результатами сотрудничества в рамках Экспертного совета, первое заседание которого состоялось в марте 2022 года. Помимо названного выше Сергей Нарышкин упомянул совместную работу по распределению бюджетных мест на исторические специальности, которая позволила отчасти исправить дисбаланс этого распределения между вузами регионов. Валерий Фальков отметил, что в этом году обращений по спорным вопросам, связанных с преподаванием истории, стало на порядок меньше.

«Через РИО мы лучше чувствуем потребности, понимаем, что нужно изменить в системе высшего исторического образования в горизонте нескольких лет», — сказал он.

Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев