Для прорыва в непрерывном. Вузы призваны на борьбу за подъем ДПО

21.11.20

В сфере дополнительного профессионального образования вузы должны активнее выполнять свою третью (социальную) миссию и больше зарабатывать. Так считают ведущие эксперты, выступившие в ходе панельной дискуссии «Как университеты могут участвовать в переобучении населения», состоявшейся в рамках форума «Университеты 2030: наука — компетенции — молодежь».

«Для нас это все еще «серая зона», где не все понятно и где таятся очень большие возможности. Рынок колоссальный, а процент доходов от него в бюджетах университетов составляет всего от 1 до 10-15%», — констатировал глава Минобрнауки Валерий Фальков.

Министр отметил, что заниматься развитием программ ДПО «для взрослых» (тех, кто уже имеет диплом и работает) должны отдельные люди, владеющие искусством продвижения этого продукта. Хороший проректор по учебной работе или образовательной деятельности, по его словам, необязательно будет также хорош, занявшись ДПО. На такие  позиции нужно брать специалистов, понимающих, как устроен этот сегмент рынка образовательных услуг и способных предлагать программы, за которые слушатели готовы платить.

Фальков подчеркнул, что развитие образования взрослого населения — в числе приоритетов Минобрнауки как часть миссии российских университетов. Необходимые ресурсы теперь предусмотрены в Программе стратегического развития академического лидерства (ПСАЛ). Стимулировать вузы на развитие этой деятельности должны показатели, которых участники ПСАЛ обязаны будут достичь.

«Сложнее всего в предстоящие 10 лет будет найти инструменты, с которыми вузы почувствуют себя в этой сфере так же уверенно, как на рынке абитуриентов», — подчеркнул министр.

Между тем в системе высшего образования есть университеты, накопившие успешный опыт освоения обсуждаемого направления деятельности. Кроме того, появления вузов на этом рынке ждут, и у них есть свои преимущества перед другими участниками — корпоративными университетами и образовательными онлайн-платформами. Президент РАН Александр Сергеев в первую очередь упомянул преподавательский корпус, способный обеспечить высокое качество обучения.

«Университеты — это мультидисциплинарные площадки, они могут предлагать подготовку по самым разным направлениям. Кроме того, в регионах вузы более других осведомлены о кадровых потребностях, знают, чему и кого надо учить», — также отметил он.

Глава РАН напомнил о высокой, стопроцентной мотивации желающих получить востребованные работодателем компетенции. Он подчеркнул, что успеха достигнут вузы, использующие современные формы обучения и умеющие быстро ответить на запросы потребителей.

Об актуальных направлениях дополнительного образования и переподготовки говорил в рамках дискуссии старший вице-президент Внешэкономбанка Михаил Алашкевич. По его данным, университетам нужно ориентироваться на реализацию гибких модульных программ. Востребованы компетенции, связанные со свободным владением иностранными языками и работой с информацией, которые сотрудникам компаний приходиться добирать на рабочем месте или на зарубежных курсах. В числе эффективных инструментов встраивания вузов в этот процесс спикер назвал совместное с бизнесом создание образовательных программ, платформ, онлайн-проектов с последующим государственным финансированием при условии достижения результата. Критерием оценки должно быть количество отечественных и зарубежных слушателей (пользователей), которых привлек тот или иной продукт.

«Это сложные и ответственные проекты, но, как мне кажется, таким образом государство может изменить модель грантовой поддержки ДПО, которая сегодня осуществляется в форме субсидий», — сказал Алашкевич.
Ниши для вузовских программ ДПО перечислил исполнительный вице-президент РСПП Федор Прокопов. Это и повышение квалификации госслужащих, финансируемое государством, и растущий открытый рынок услуг по поддержке профессиональных квалификаций, образования или личному совершенствованию. Крупные компании формируют 70% заказов на ДПО и находят контрагентов для реализации программ, в том числе и среди университетов. Вузы, по мнению Ф.Прокопова, могли бы улучшить ситуацию в сегменте обязательного повышения квалификации, связанного с требованиями безопасности проведения работ. Ежегодно документы о получении такого обучения получают порядка трех миллионов человек, но качество их подготовки зачастую весьма низкое. Речь идет о программах СПО, и университеты, которые их реализуют, могли бы предложить лучшие.

Ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы Владимир Мау усомнился в объективности определения «дополнительное», если речь идет о постдипломном профессиональном образовании для взрослых, и предложил называть его непрерывным, и в этом его поддержали другие спикеры. Ректор также считает необходимым разделить обучение тех, кто намерен развить карьерный успех, и безработных как «разные истории для разных учебных заведений».

По словам Ярослава Кузьминова, ректора НИУ «Высшая школа экономики», одного из лидеров по развитию и реализации ДПО в отечественных вузах, у нас серьезная проблема с обучением взрослых. В настоящее время в Европе получают дополнительное образование 42-45% этой категории населения, тогда как в России — менее 20%.

«Это тревожный показатель для нашей экономики, и изменить ситуацию без участия университетов невозможно», — уверен он.

В то же время руководитель «Вышки» отметил, что вузы должны предлагать и бесплатные просветительские услуги, и привел в пример свой вуз:

«Мы успешны на рынке продаваемого дополнительного образования (только в прошлом году заработали 1 миллиард 200 миллионов рублей), но наши публичные лекции и онлайн-курсы привлекают гораздо больше слушателей. Не надо бояться благотворительности, просветительства. Таким образом мы получаем свою репутацию, а это то, на чем зарабатывают университеты, что формирует в обществе спрос»,

— подчеркнул Я.Кузьминов, подразумевая, очевидно, и спрос на базовое высшее образование, которое одним лишь дополнительным не заменишь.

«Университет — это больше, чем набор курсов. Мы не должны отказываться от культурной прививки, которую он дает. Есть разница между человеком, окончившим вуз, и обладателем восьми сертификатов», — резюмировал ректор.

Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев