Буду как Гельфанд и Северинов: новую магистратуру по биоинформатике запускают в Томске

Мировая медицина и здравоохранение сегодня нуждаются в специалистах, которые обладают компетенциями на стыке биологии и информатики. В России пока только формируется образовательный тренд на искусственный интеллект и анализ больших данных в сфере естественных наук, но Передовая инженерная школа «Агробиотек» ТГУ запускает магистратуру по биоинформатике уже сейчас.

Новая программа будет готовить экспертов в области интеграции биологических знаний с программированием и анализом количественных биологических данных. В ходе очного обучения на базе НОЦ ПИШ «Агробиотек» магистранты изучат методы секвенирования ДНК, обработки, оценки и интерпретации данных, прогнозирования функций биологических молекул. Студенты также освоят междисциплинарные компетенции, которые позволят искать, анализировать и находить решение проблем в здравоохранении, медицине, фармацевтике, сельском хозяйстве и смежных сферах.

— В последнее время естественнонаучная отрасль стала все больше полагаться на комплексный анализ биологических данных и искусственный интеллект, — говорит менеджер программы, старший научный сотрудник ПИШ «Агробиотек» Мухаммад Амджад Наваз. — Поэтому во всем мире, в том числе в России, растет потребность в междисциплинарных специалистах, имеющих глубокие компетенции в области молекулярной биологии, геномики, биотехнологии и компьютерных наук: это математика, статистика, программирование и машинное обучение.

Убеждение, что биоинформатика — это новое направление, ошибочно, уверен Амджад. Первый шаги были сделаны еще в середине прошлого века, когда был проведен первый анализ белковых последовательностей и созданы вероятностной модели аминокислотных замен. С дальнейшим развитием биологии и информатики человечество смогло расшифровать геномы многих живых существ, в том числе и человека, и сделать эти данные открытыми.

Сегодня биоинформатика занимается ускорением процесса секвенирования геномов, моделированием структуры белков с помощью ИИ, сокращением сроков разработки и тестирования медицинских препаратов за счет предсказания поведения клеток, выведением устойчивых сортов и пород, минуя этап выращивания, с помощью анализа биологических данных. В будущем количество данных будет расти, будет развиваться персонализированная медицина, встанут вопросы этики. Для этих и других задач нужны новые специалисты, которых начинают готовить в ПИШ «Агробиотек».

Магистерская программа «Биоинформатика» рассчитана на выпускников бакалавриата с квалификациями по биологии, молекулярной биологии, биотехнологии, биохимии, информатике, машинному обучению, аналитике данных, молекулярной биомедицине и естественным наукам. Выпускники магистратуры ПИШ «Агробиотек» будут востребованы в клинической биоинформатике, точном земледелии, разработке лекарств in silico, области анализа геномных данных, других областях медицины, сельского хозяйства и биотехнологий. Обучение будет проходить в гибридном формате в ПИШ «Агробиотек» Томского госуниверситета. Вступительные испытания – мотивационное письмо и собеседование.

Подать заявку на обучение и узнать подробности о магистратуре «Биоинформатика» можно на сайте программы.

На фото: лаборатории ТГУ