Попали в десятку. Журнал Science назвал основные научные достижения года

Главный прорыв 2021 года — по версии издания — предсказание конформации белковых молекул с помощью искусственного интеллекта. В середине июля Дэвид Бейкер из Вашингтонского университета в Сиэтле и его коллеги сообщили об определении структуры сотен белков, относящихся к мишеням лекарственных препаратов, с помощью разработанной ими программы RoseTTAFold. Спустя неделю ученые компании DeepMind сообщили о том, что проделали, используя свой алгоритм, то же самое для 350 000 белков, — это 44% всех известных белков человеческого организма. Еще один прорывной алгоритм, AlphaFold2, используется в настоящее время для определения эффекта мутаций в белке шипа SARS-CoV-2 у варианта «омикрон».

На втором месте в рейтинге Science — работа генетиков из Института эволюционной антропологии Макса Планка в Лейпциге, которые в апреле опубликовали статью о первой древней ядерной ДНК человека, выделенной из почвы в пещере Эстатуас в Испании. ДНК принадлежала разным группам неандертальцев, самой древней из них — 113 000 лет.

На третьем месте — достижение ученых из Национального комплекса лазерных термоядерных реакций США, которые добились рекордной мощности выхода энергии в процессе термоядерной реакции.

«Это выводит исследователей на уровень, предшествующий созданию на Земле искусственного Солнца», — сообщали тогда информационные агентства.

На четвертом месте — препараты для лечения COVID-19, в частности, разработанный компанией Merck «Молнупиравир», который снижает вероятность госпитализаций и смертельного исхода в невакцинированных группах риска на 30%.

На пятом месте — психиатры из Калифорнийского университета в Сан-Франциско. Они сообщили о результатах испытаний терапии посттравматического стрессового расстройства с применением психоделического препарата. Он заметно снижает выраженность симптомов.

На шестом месте — искусственные антитела для борьбы с инфекционными заболеваниями. До сих пор их использовали в онкологии и лечении аутоиммунных болезней.

В двух словах об остальных фаворитах редакции Science: посадочный аппарат NASA InSight проник в недра Марса и получил сведения о его мантии; подтвержден больший, чем предполагалось, магнетизм мюона; генный редактор CRISPR, введенный в кровоток трех пациентов с амилоидной полинейропатией, прекратил производство в их организме вредоносного белка; из перепрограммированных клеток человека получены эмбрионы ранней стадии, которые можно использовать в исследовательских целях.

Марина Аствацатурян