Внимание смене! В УлГУ готовят людей действия

Ульяновский государственный университет в этом году отметил свое 35-летие. Основанный на закате советской эпохи как первый филиал МГУ им. М.В.Ломоносова вуз быстро развивался и уже через семь лет обрел самостоятельность. За 35 лет изменилось многое, но неизменно одно: УлГУ растет, ищет необычные формы деятельности, открывает новые рубежи.
Одним из главных итогов уходящего юбилейного года ректор УлГУ Борис КОСТИШКО (на снимке) считает победу в конкурсе Минобрнауки РФ на создание передовых инженерных школ (ПИШ) при вузах. С обсуждения этой недавней новости начинается наша беседа.

— Поддерживая сеть передовых инженерных школ, государство ставит перед университетами цель организовать подготовку специалистов, которые могли бы решать конкретные задачи по обеспечению технологического суверенитета страны, а также включиться в рынок технологических разработок в значимой для экономики сфере, — говорит ректор. — Предметно-тематическая область деятельности передовой инженерной школы нашего университета — прецизионные технологии и продукты ядерной медицины.
О важности этого направления говорят цифры: использование таких технологий и продуктов способно увеличить раннее обнаружение злокачественных опухолей почти вдвое (с нынешних 40% до 75%) и снизить смертность от рака на
25-30%.
— Одному научно-образовательному учреждению, наверное, вряд ли под силу обеспечить достижение таких показателей?
— Конечно. Не случайно обязательным условием вхождения в проект являлось наличие у университета стратегических партнеров, с которыми мы вместе должны будем определять, как отрасли дальше развиваться, ставить конкретные научно-исследовательские и производственные задачи.
В проекте УлГУ это ООО «Фарматом» и ООО «Тестген». Партнеры участвуют в финансировании ПИШ УлГУ. Они будут задействованы и в подготовке новой элиты — профессионалов, способных создавать новые фармпрепараты для современных методов прецизионной терапии.
— Как это будет выглядеть организационно? На какое время рассчитан проект?
— На период до 2030 года. На выделенные средства — как федеральные, так и стратегических партнеров — будут разработаны принципиально новые образовательные программы, оборудованы четыре новых специальных лаборатории.
По тематике ПИШ будут вестись исследования, появятся новые проекты. УлГУ должен стать платформой генерации знаний и инновационных решений в сфере создания таргетных лекарственных средств.
Уже в сентябре наступающего года будет проведен набор на новые магистерские программы в области биоинжиниринга и специального приборостроения. Мы их собираемся реализовывать совместно с МГУ им. М.В.Ломоносова, Томским политехническим университетом и Российским химико-технологическим университетом им. Д.И.Менделеева.
— Это ведь далеко не первая победа Ульяновского госуниверситета в престижных конкурсах? В свое время вуз получил звание опорного университета, потом успешно прошел конкурсный отбор федеральной программы «Приоритет-2030». Это значит, что и связи с регионом, и научные исследования в вашем университете на высоком уровне. Что бы вы отметили здесь в качестве достижений?
— Все наши стратегические проекты так или иначе связаны с тремя миссиями университета: образование, наука, взаимодействие с внешней средой. Некоторые из проектов ориентированы на все миссии сразу.
Так, созданные в последние годы трансферные лаборатории по нанофотонике, материаловедению, робототехнике, персонифицированной медицине стали настоящими ускорителями профессионального включения молодежи в исследования и разработки.
В этих учебно-научных лабораториях школьники обучаются под руководством опытных ученых. Потом ребята придут в УлГУ и с большой долей вероятности продолжат поиск в заинтересовавшем их направлении; со временем им не придется ломать голову над тем, какую тему для диплома выбрать, в какой сфере продолжить научные исследования.
Такой формат позволяет провести отбор самых талантливых ребят и подготовить их к работе во «взрослых» научных лабораториях. К какой миссии отнести такую деятельность? Тут и образование, и наука. Еще пример: на внебюджетные средства мы купили катер и организовали на нем плавучую экологическую лабораторию.
Летом студенты и школьники выезжали в акваторию Куйбышевского водохранилища, выполняли исследования и по заданию Законодательного собрания региона определяли качество воды. Пример реализации всех трех миссий.
— Ваши примеры связаны с молодежью. Похоже, научной смене университет уделяет самое пристальное внимание.
— Да, и такая политика приносит свои плоды. Молодые ученые вуза активно участвуют в проектной деятельности. Замечу, что среди разработок, которыми они занимались, многие связаны с улучшением качества жизни человека.
Например, специальная одежда для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Персонализированные держатели для страдающих ДЦП, с помощью которых те могут писать и рисовать. Мы изготовили образцы этих полезных приспособлений и уже разослали их на испытания в медицинские центры, клиники.
Мы стремимся, чтобы наши студенты были не пассивными обывателями, а людьми действия. Чтобы создать условия для саморазвития ребят, помочь им сформировать круг единомышленников и включиться в полезную деятельность на благо региона, в университете был запущен масштабный проект под названием «Социальный реактор». В его рамках созданы более 60 разного рода объединений по интересам или, как они называются в проекте, «активностей».
Образование и деятельность таких сообществ построены на принципах соучаствующего проектирования. Большинством этих групп руководят сами студенты, получая таким образом новые лидерские навыки. Как продолжение проекта в университетском городке начала развиваться сеть площадок для самореализации и коммуникации.
Появились современный уличный кинотеатр с амфитеатром, креативный центр «АртХаус» с гончарной мастерской, рекреации для отдыха и психологической разгрузки, фотозоны и буфеты в корпусах. На многих площадках изменились дизайн и оборудование. Причем, заметьте, оформлением этих пространств занимались сами студенты!
Все активности так или иначе «привязаны» к университетскому кампусу, в котором становится все больше точек притяжения и взаимодействия студентов, преподавателей, выпускников.
— Такие точки должны, по идее, притягивать не только университетских людей, но и вообще горожан, особенно молодых.
— Так и есть. Университет не башня из слоновой кости. Все площадки открыты для жителей города. Например, на «Музыкальные вечера с УлГУ», которые мы проводим в кампусе, охотно заглядывают окрестные жители. Кроме того, в рамках одного из направлений проекта «Социальный реактор» были организованы многочисленные десанты в другие микрорайоны. Волонтеры проводили мастер-классы, игры, творческие и просветительские акции.
— Еще вопрос. Кому это приносит больше пользы: студентам или горожанам?
— Может, даже главным образом университету. Ведь подобная деятельность помогает ему найти новых партнеров, способствует позиционированию вуза как центра творчества, сотрудничества, волонтерства. Транслирует наши ценности обществу.
На мой взгляд, формирование внутри вуза и вокруг него креативной среды работает на продвижение университетского бренда на рынке образовательных услуг лучше любых супермодных рекламных технологий. В условиях растущей конкуренции такие акции сокращают отток молодежи из региона в более крупные города.
— Все же основное дело ребят — учеба. Современному студенту приходится непросто. Многое изменилось, программы двойных дипломов с западными университетами, престижные как для вузов, так и для студентов, по этим программам обучавшимся, кажется, ушли в небытие. По крайней мере, пока. Вовсю обсуждается очередная реформа высшей школы. Как на все эти перемены реагирует УлГУ?
— Главный принцип современного высшего образования — постепенный переход на индивидуальные образовательные траектории, он ведь не изменился. Практически во всех ведущих университетах страны этот процесс идет.
Сделать выбор, определиться с тем, что нужно для достижения цели, было трудно всегда независимо от реформ. Особенно молодому человеку, не имеющему жизненного опыта. Чтобы помочь студенту с выбором своей траектории обучения, мы решили создать рекомендательный сервис.
На основе тестирования способностей человека он подскажет наиболее интересные, полезные и понятные ему спецкурсы, необходимые для развития «мягкие» навыки. В свою очередь, работодатель, выбрав полезные для своего бизнеса характеристики, сможет «сконструировать» образ эталонного выпускника УлГУ, которого было бы идеально принять на работу.
Еще один принцип, который университет должен всегда реализовывать (он же проблема), — ориентированность образовательных программ на практику. Проблему эту решают с разной степенью успешности все университеты и во все времена.
Классический университет готовит специалистов с фундаментальными знаниями, которые способны быстро переучиться, но плохо знают реальное производство.
Технический университет готовит тех, кто на каком-то конкретном производстве ориентируется прекрасно, знает оборудование, но выйти за его пределы затрудняется: в фундаментальных знаниях — пробелы, переобучение дается с трудом. Мы считаем, что главное — найти баланс между фундаментальными дисциплинами и практикой.
— И как это удается УлГУ?
— Идем к цели разными путями. Одна из реализованных идей — создание проектных офисов в муниципалитетах, это своего рода интерфейс между университетом и местными работодателями. Используем и такой известный способ приблизить обучение к практике, как базовые кафедры.
К примеру, такая есть на Ульяновском авиастроительном заводе. Студенты получают реальные производственные задачи напрямую от главного инженера или технолога, решают их, разрабатывая свои проекты. Это очень эффективный метод обучения. Обязательно будем и дальше его использовать.
Помочь студенту освоить необходимые практические навыки призваны и дополнительные образовательные программы. Их наш университет предлагает достаточно много — порядка 200.
Вот недавно стартовал проект «Цифровая кафедра», дающий возможность получить новую профессию или пройти профессиональную переподготовку в сфере информационных технологий.
Кстати, задачу подготовки программистов, в которых сейчас страна остро нуждается, мы решаем, начиная со школьников. В этом году расширилась сеть профильных классов по программированию в школах Ульяновской области. Университет ее создал еще в 2016 году при поддержке регионального Фонда развития информационных технологий.
Два года назад эта деятельность оформилась в проект «Код-классы — таланты для университета». В его рамках предусмотрены трансформация профориентации по информационно-техническому профилю, построение системы подготовки и отбора талантливых абитуриентов.
Мы предполагаем, что благодаря этому проекту сеть партнерских школ с код-классами будет расти, больше выпускников выберут ЕГЭ по профильным направлениям, повысится подготовленность абитуриентов, они быстрее и безболезненнее адаптируются к учебе в университете. Иными словами, будет создана система сопровождения талантливых школьников — от проектной деятельности до успешного поступления в УлГУ.
— Наверное, скоро университеты придут и в детские сады, чтобы начать готовить малышей к будущей интеллектуальной деятельности?
— Уже приходят! Наш вуз, например, активно участвовал в организации XIV Межрегионального конкурса детских исследовательских работ «Мой проект», который проводится Министерством просвещения и воспитания Ульяновской области.
В этом году на конкурс были представлены 117 детских проектов из 10 регионов страны. Очный этап проходил на базе партнерского для УлГУ детского сада «Волгарик». Дети 5-7 лет представили проектные работы в семи направлениях: социальное, естественнонаучное, гуманитарное, художественно-эстетическое, краеведческое, здоровьесберегающее, изобретательское. Я был председателем жюри.
По итогам конкурса в УлГУ ежегодно издается сборник с лучшими проектными работами и рецензиями ученых университета, а победители и призеры в торжественной обстановке получают символический студенческий билет Ульяновского государственного университета.
— Удивительно! Но вернемся в университет. Если бы вам предложили показать какому-нибудь высокому гостю самое важное, что характеризует УлГУ как крупный научно-образовательный центр, что бы вы выбрали?
— Тут можно ответить даже не предположением, а рассказом о реальной ситуации. В этом году наш университет посетил вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко. Мы показали ему достопримечательности кампуса на набережной Свияги, лаборатории НИТИ УлГУ им. С.П.Капицы.
Продемонстрировали разработки ученых вуза в области биопринтинга (для обучающей лаборатории 3D-медицины мы закупили 3D-принтеры, которые распечатывают кости, сосуды, кожу), цифровых сервисов, нелинейной и микроволновой фотоники.
Университетские исследователи представили вице-премьеру технологию выращивания моделей опухолей для их дальнейшей имплантации лабораторным животным — это делается для проведения исследований и доклинических испытаний препаратов против онкологических заболеваний.
Кроме того, были показаны цифровые сервисы, импортозамещающие решения для авиамашиностроительных предприятий, изделия микроэлектроники, проекты для реабилитации людей с неврологическими нарушениями…
То, что наши проекты получили одобрение вице-премьера, отметившего значимость развития этих направлений, с одной стороны, вызывает удовлетворение, с другой — накладывает большую ответственность. Но мы трудностей никогда не боялись. Будем двигаться дальше и добиваться результатов, еще более впечатляющих.

Наталия БУЛГАКОВА
Фото предоставлено пресс-службой УлГУ

Нет комментариев