Врагов — в банк. Ученые помогают защитить сельхозкультуры от болезней

Банк данных патогенов, обитающих на территории Чеченской Республики, создают ученые Чеченского государственного университета им. А.А.Кадырова (ЧГУ) и Российского университета дружбы народов (РУДН).
В столичном вузе такой банк уже есть. Это бесценный коллекционный материал, позволяющий быстро поставить диагноз растениям, привезенным с поля, и помочь сельхозпроизводителям.
Один из трендов современной экономики — агробиотехнологии, их развитием занимаются научные подразделения разных организаций, иногда объединяя усилия, как ЧГУ и РУДН.
Взять, например, адаптацию растений к различным климатическим зонам. Яблони, груши, вишни растут и в средней полосе России, и на Кавказе.
Однако условия предгорья и горных территорий совсем не те, что на равнине. Вот и надо помочь новым сортам, выведенным селекционерами в одном регионе, укорениться в другом.
Или павлония. Последнее время интерес к этому дереву, потрясающе красиво цветущему, резко возрос из-за его способности хорошо поглощать углекислый газ, быть природным индикатором загрязнения. Эти свойства высоко оценили организаторы карбоновых полигонов. Есть такой и в Чеченской Республике. Исследователи двух вузов разрабатывают технологию массового размножения культуры, адаптации ее в конкретном регионе.
— Сегодня самая большая задача российской агронауки — создание новых сортов, — говорит директор Агробиотехнологического департамента РУДН, доктор сельскохозяйственных наук, кандидат биологических наук Елена Пакина.
— Часто они появляются «из пробирочного материала», и на этом этапе никаких «врагов» у растений, естественно, нет. Но дальше — открытый грунт, там о стерильности речи уже быть не может. Растение встречается с огромным количеством всевозможных патогенов. Если заранее не разобраться, с чем придется бороться нашему «воспитаннику», мы его быстро лишимся. Отсюда важнейшая задача биотехнологов — выявление проблем в поле, их изучение и выработка контрмер.
По статистике, отечественный аграрный сектор ежегодно теряет до трети урожая из-за всевозможных болезней растений. Банк патогенов дает возможность изучать, как конкретная бактерия взаимодействует, скажем, с картофелем или пшеницей и как с ней бороться. «Невозможно в принципе раз и навсегда создать сорт, устойчивый к всевозможным болезням, — говорит Елена Пакина. — “Стойкость” ослабевает через 3-5 лет. Потому для селекционеров, биотехнологов, защитников растений работа не прекращается ни на минуту. Как говорится, и вечный бой…».
Видовое разнообразие регионов велико. Даже род фитофторы в Подмосковье — один, а на Северном Кавказе — другой. Микроорганизмы, в том числе и враждебные, тоже разные. Поэтому исследователи убеждены: работа предстоит на годы.

Пресс-служба ЧГУ