Жир мидий превосходит рыбий жир в профилактике атеросклероза

В недавнем исследовании, опубликованном в журнале Frontiers in Nutrition, ученые сравнили эффективность мидийного и рыбьего жира в профилактике атеросклероза у мышей с нулевым уровнем аполипопротеина Е (ApoE-/-). Результаты исследования показали, что добавка мидийного масла (МО) в течение 12 недель значительно превосходила рыбий жир (РЖ) в предотвращении образования атеросклеротических бляшек в аорте. Кроме того, у мышей, получавших добавку МО, наблюдалось более низкое отложение липидов, содержание макрофагов (в аортальном синусе) и гладкомышечных клеток (ГМК), чем у их сородичей, получавших добавку ФО. Анализ влияния МО и ФО на аорту позволяет предположить, что эффективность МО может быть обусловлена его способностью снижать регуляцию сигнального пути p38MAPK/NF-κB.

Атеросклероз и польза ПНЖК

Атеросклероз — это накопление жиров, холестерина и других веществ в стенках артерий. Это скопление, называемое бляшкой, приводит к утолщению или затвердеванию артерий, существенно повышая риск последующего развития ишемической болезни сердца, заболеваний периферических артерий и сонных артерий. Исследования показали, что важнейшими механизмами, лежащими в основе инициации атеросклероза, являются хроническое воспаление и нарушения нормального липидного обмена.

В последние десятилетия возрос научный интерес к потенциалу функциональных липидов в качестве средств борьбы с атеросклерозом. Наибольшее внимание привлекли масла, обогащенные n-3 полиненасыщенными жирными кислотами (n-3 ПНЖК), в первую очередь рыбий жир (РЖК). Исследования показали, что у мышей с нокаутом рецепторов липопротеинов низкой плотности (ЛНП), которых кормили РЖК, площадь атеросклеротических поражений была значительно меньше, чем у их сородичей, получавших плацебо. Модель мышей с нулевым уровнем аполипопротеина Е (ApoE-/-) является чрезвычайно популярным мышиным представителем человеческих поражений. Исследования, проведенные на этой модели in vivo, показали, что потребление n-3 ПНЖК снижает риск увеличения толщины интимы-медиа сонной артерии.

Механизм действия объясняется ролью n-3 ПНЖК в улучшении липидного обмена и их противовоспалительными свойствами. Еще одним источником ПНЖК n-3, который в значительной степени игнорируется, является мидийное масло (МО). Предыдущие публикации данной исследовательской группы показали, что МО улучшает гликемические показатели как в мышиных, так и в человеческих когортах. Удивительно, но и эта исследовательская группа, и другие исследователи отмечали, что МО обладает более высокой эффективностью, чем ФО, и при этом проявляет мощные противовоспалительные свойства при лечении ревматоидного артрита, сахарного диабета 2 типа (СД2) и избытка триацилглицерина (ТГ) в сыворотке крови.

Учитывая эти преимущества и потенциал экологически устойчивого фермерства, которым обладают мидии, настоящее исследование направлено на изучение того, соответствуют ли противоатеросклерозные свойства МО или превосходят таковые у их аналогов, полученных из рыбы.

Об исследовании

Масло мидий, использованное в данном исследовании, было получено методом лиофилизации с последующей сверхкритической флюидной экстракцией. FO и CO были приобретены у лицензированных дистрибьюторов. В выборку вошли шестинедельные самцы мышей C57BL/6 J (дикий тип [WT]; n = 6) и самцы мышей ApoE-/- C57BL/6 J (n = 24) того же возраста. После недельной акклиматизации группа ApoE-/- была рандомизирована на одно из четырех экспериментальных вмешательств — кукурузное масло (CO), FO, MO или аспирин (ASP; 0,5 мг/мл), растворенный в CO. Корм содержал большое количество жиров и холестерина (HFHC). Когорта WT представляла группу контроля здоровья, которая получала равное количество СО (0,1 мл/10 г/сут) и питалась стандартным рационом.

Исследования включали гистологический анализ и количественную оценку атеросклеротических бляшек с помощью комбинации методов окрашивания (гематоксилин-эозин и Oil-red O), микроскопии и криотомии. Иммуногистохимия использовалась для выявления макрофагов и гладкомышечных клеток (ГМК), принадлежащих к аортальному синусу. Кроме того, проводилось количественное определение жирных кислот, липидов сыворотки крови и факторов воспаления.

Для определения уровня белков генов аорты использовали вестерн-блоттинг анализ. Ультраэффективная жидкостная хроматография-масс-спектрометрия (УПЖХ-МС) использовалась для определения количества фурановых жирных кислот, а высокоэффективная жидкостная хроматография (ВЭЖХ) — для количественного определения астаксантина. Сравнение результатов между группами проверяли на значимость с помощью одностороннего дисперсионного анализа (ANOVA) и теста Фишера на наименьшие значимые различия (LSD).

Результаты исследования

Сравнение площади атеросклеротической бляшки и площади поражения между группами лечения с использованием группы CON в качестве исходного уровня показало, что группа CO пострадала сильнее всего. Удивительно, но, несмотря на незначительное уменьшение площади поражения, статистически значимых отличий ФО от СО не выявлено. Группа МО оказалась значительно лучше, ее площадь поражения и бляшек была сопоставима с таковыми в группах fish oASP и CON.

Количественное определение SMCs выявило аналогичные тенденции — количество SMCs в группе MO было значительно ниже, чем в группах CO и FO, и было сопоставимо с результатами ASP. В отличие от этого, результаты CO и MO групп были статистически неразличимы при анализе макрофагов.

«Группа МО имела значительно меньшую площадь атеросклеротической бляшки, меньшее отложение липидов, меньшее содержание гладкомышечных клеток (ГМК) и несколько меньшее содержание макрофагов в аортальном синусе, чем группа ФО. Сывороточные концентрации IL-1β, NF-κB и VCAM-1 были сопоставимы в группах МО и ФО и были значительно ниже, чем в группе СО».

Интригует то, что в группе МО уровень экспрессии белков p65NF-κB, p38MAPK и VCAM-1 был значительно ниже, чем у мышей группы ФО. Учитывая сходство других характеристик n-3 ПНЖК в МО и ФО, такое снижение уровня белков может служить механизмом действия неожиданно улучшенного антиатеросклеротического потенциала МО по сравнению с ФО.

Заключение

Настоящее исследование показало, что мидийный жир значительно превосходит рыбий жир по эффективности против атеросклероза в мышиных модельных системах ApoE-/-. В сочетании с устойчивостью добычи мидий по сравнению с их рыбными аналогами, это представляет первый как идеального кандидата на замену второго в исследованиях атеросклероза и будущих вмешательствах.

Нет комментариев