Иммунные клетки легких «обучены» удалять вызывающий воспаление мусор

Ученые выяснили, что иммунные клетки легких можно «обучить» запоминать ранее встреченный патоген. Это делает их более эффективными при очистке клеточного мусора, который накапливается во время инфекции, и при уменьшении воспаления.

Недавние исследования показывают, что макрофаги могут сохранять память о неоднократном воздействии патогенов, что называется «тренированным иммунитетом». Исследователи из Университета Иллинойса в Чикаго исследовали способность альвеолярных макрофагов «обучаться» реагировать на инфекцию.

Чтобы проверить обученный иммунитет альвеолярных макрофагов, исследователи заразили мышей вдыхаемым бактериальным токсином липополисахаридом (ЛПС), чтобы вызвать воспалительное повреждение легких, а затем через семь дней и один месяц ввели дополнительную дозу токсина.

Память клеток о токсине сохранялась и присутствовала даже тогда, когда второе воздействие произошло через месяц после первого. Исследователи обнаружили, что обученные альвеолярные макрофаги стали очень эффективно удалять провоспалительные клеточные остатки, накопившиеся после инфекции.

«Очистка этого мусора важна, потому что его сохранение может заставить иммунную систему продолжать реагировать, тем самым усиливая воспаление», — сказал Джейлис Рехман, автор исследования.

Альвеолярные макрофаги уникальны по нескольким причинам. Они присутствуют в наших легких с детства и до взрослой жизни. Хотя они могут умереть, борясь с инфекциями, они могут регенерировать из выживших клеток. И они передают эпигенетическую информацию своим потомкам. Это, по мнению исследователей, означает, что новые макрофаги могут сохранять память о предыдущих инфекциях.

Поскольку клеточный мусор, который накапливается в легких, не является специфическим для одного типа инфекции, обученные альвеолярные макрофаги могут снизить риск острого повреждения легких, вызванного различными заболеваниями, говорят исследователи. Помимо лечения заболеваний легких, эти клетки могут стать важным дополнением к клеточной терапии, ограничивающей воспалительные повреждения при аутоиммунных заболеваниях, таких как диабет 1 типа, или при трансплантации органов.

Поскольку макрофаги есть и в других органах, будущие исследования могут выяснить, могут ли эти клетки также обучаться первичной инфекцией.

Исследование опубликовано в Журнале экспериментальной медицины.