Уральский ученый — о приручении диких животных: «Самое важное событие в истории человечества»

Облик современной цивилизации напрямую связан с приручением человеком диких коз, быков, овец и других животных. Доместикация, или одомашнивание, копытных позволило человечеству перейти от «экономики охотников и собирателей» к оседлому образу жизни. А это, в свою очередь, определило ход развития всей цивилизации в целом.

Об этом, а также о том, как советские ученые приручили лису и возможно ли одомашнить жирафа, рассказал ведущий научный сотрудник лаборатории естественнонаучных методов в гуманитарных исследованиях УрФУ и старший научный сотрудник Института экологии растений и животных УрО РАН Павел Косинцев.

Десятки тысяч лет назад человек занимался охотой и собирательством. Однако затем, в результате одомашнивания животных и появления сельхозкультур, произошла неолитическая революция — человечество перешло от “экономики охоты и собирательства” к оседлому образу жизни. Этот процесс происходил не одномоментно и только на определенных территориях. Однако впоследствии он распространился по всему земному шару. Человечество совершило качественный скачок в развитии и, что примечательно, у людей впервые появилось свободное время, поскольку больше не требовалось тратить все свое время и все ресурсы на охоту.

• Павел Косинцев, ведущий научный сотрудник лаборатории естественнонаучных методов в гуманитарных исследованиях УрФУ и старший научный сотрудник Института экологии растений и животных УрО РАН

Первым одомашненным животным стала собака — людям удалось приручить ее еще в каменном веке около 10–15 тыс. лет назад. Впоследствии люди одомашнили кошек, коров, лошадей, свиней, гусей. Сравнительно недавно — в 60–70-е года XX века советские генетики смогли одомашнить лису.

В Советском Союзе в Новосибирске много лет назад начался эксперимент по одомашниванию черно-бурых лис. Процесс доместикации происходил постепенно — в течение двух десятков лет исследователи проводили искусственный отбор и, наконец, смогли вывести лис, которые стали домашними. Характерно, что они внешне стали напоминать собак — хвост у них стал крючком, появились пятна на шерсти и произошло обвисание ушей.

• Павел Косинцев.

По словам эксперта, теоретически можно приручить любое дикое животное — даже жирафа или пингвина. Дело в том, что в популяциях животных есть специальные гены, которые, условно говоря, отвечают за доместикацию. Например, в популяции диких коз этот ген встречается чаще, а потому их одомашнивание происходило легче. У некоторых видов животных, например, антилоп, таких генов мало, поэтому приручить их чрезвычайно сложно.

В прошлом человек пытался одомашнить многих животных. В частности, в Древнем Египте пытались приручить антилоп и газелей, однако это не увенчалось успехом. Существующие исследования показали, что одомашненные и неодомашненные животные различаются генетически за счет наличия определенных генов, которые делают животных склонными к доместикации. Поэтому, если говорить об одомашнивании жирафов, то среди них есть особи, которые способны к одомашниванию. Но для этого нужно разводить многие сотни особей и проводить искусственный отбор, что чрезвычайно дорого и кропотливо. Однако это возможно.

• Павел Косинцев.