Управа на вредителя. Молодой биолог нашел способ обуздать шелкопряда

Знаете ли вы, читатель, что 50-60% лесных пожаров вызваны прожорливыми насекомыми-вредителями? Они поедают листву, подтачивают древесину, а среди сухостоя огонь распространяется с огромной скоростью.
Премию Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых за 2023 год старший научный сотрудник Института систематики и экологии животных СО РАН, кандидат биологических наук Сергей Павлушин получил за исследования, выявившие, что популяции непарного шелкопряда в процессе расселения активно повреждают доминирующие хвойные породы.
Этому способствуют повышенные адаптационные возможности вредителей. Сергей Павлушин и его коллеги из лаборатории экологической физиологии ИСиЭЖ СО РАН впервые в мире показали влияние весенних погодных условий на физиологические параметры шелкопряда и его чувствительность к вирусным и бактериальным заражениям.
Вместе с объединенной командой из нескольких научных организаций Сергей принял активное участие в выделении и изучении энтомопатогенного вируса (вирус цитоплазматического полиэдроза сибирского шелкопряда), перспективного для контроля чешуекрылых вредителей.
Таким образом были открыты новые механизмы регуляции вспышек массового размножения насекомых-вредителей сельского и лесного хозяйства. Работа Павлушина имеет важное значение для спасения лесов от угрозы наступления непарного шелкопряда, ареал распространения которого растет в связи с изменениями климата.
— Проблема очень серьезная: на территории Красноярского края, например, около 300 миллионов кубометров сухостоя, вызванного действиями фитофагов, — комментирует директор ИСиЭЖ СО РАН член-корреспондент РАН Виктор Глупов.
— Механизмы, связанные с динамикой численности этих несущих угрозу лесному хозяйству насекомых, как раз и исследуют Сергей Павлушин и научный коллектив, возглавляемый Вячеславом Мартемьяновым.
Один из основных аспектов исследования — использование вирусов, которые встречаются в природе, в качестве фактора регуляции численности вредителей. А надо сказать, что тот же непарный шелкопряд и сибирский шелкопряд периодически дают вспышки массового размножения, приводящие к сокращению и уничтожению леса.
Павлушин и его коллеги работают на самом высоком мировом уровне, подтверждение тому — публикации в высокорейтинговых журналах, в том числе совместные с зарубежными биологами. Коллектив лаборатории небольшой, но молодой, что радует.
Сергей Викторович полностью заслужил награду — трудолюбивый, терпеливый ученый отличается широким кругозором. Это высокая оценка и коллектива, который возглавляет Вячеслав Мартемьянов, и всего нашего института. Сергей Павлушин — выпускник Новосибирского государственного аграрного университета, я сам в свое время там формировал соответствующее учебное направление. Мы вообще в институте уделяем серьезное внимание подготовке молодежи. И приятно сознавать, насколько эта молодежь уже выросла.

Ольга МИХАЙЛОВА