Ученые выяснили, почему голубика имеет синий цвет

В исследовании, опубликованном в журнале Science Advances, ученые Бристольского университета выясняли, почему черника имеет синий цвет, несмотря на то, что пигмент в кожуре ягод темно-красный.

Теперь стало понятно, что синий цвет плодам голубики обеспечивает слой воска, который состоит из крошечных структур, рассеивающих синий и ультрафиолетовый свет. Хроматическое отражение синего УФ-излучения возникает в результате взаимодействия случайно расположенных кристаллических структур воска со светом.

Это правило относится ко многим фруктам, включая чернослив, терн и ягоды можжевельника.

«Синий цвет черники нельзя «извлечь» путем раздавливания – потому что он не содержится в пигментированном соке, который можно выжать из плода. Мы знали, что в этом цвете кроется что-то странное, поэтому удалили воск и перекристаллизовали его на картоне. При этом мы смогли создать совершенно новое синее УФ-покрытие», — отметил  научный сотрудник Бристольской школы биологических наук Рокс Миддлтон.

Большинство растений покрыты тонким слоем воска, назначение которого ученым было не совсем понятно. Исследователи знали,  что воск  может быть очень эффективным в качестве гидрофобного самоочищающегося покрытия, но только сейчас они поняли, насколько важна эта структура для видимого окрашивания.

Теперь команда планирует рассмотреть более простые способы воссоздания покрытия и его нанесения. Это может привести к созданию более устойчивой, биосовместимой и даже съедобной краски, отражающей ультрафиолет и синий свет.

Image by wirestock on Freepik