Ученые составили глобальный атлас «городского микробиома»

02.06.2021

Масштабное исследование провели ученые из нескольких стран. Чтобы понять, насколько поверхности в общественных местах «заселены» всевозможными микроорганизмами, международная команда начиная с 2015 года проводила изучение микробных экосистем городов. Более чем 900 ученых и волонтеров в 60 городах из 32 стран собирали образцы ДНК, РНК и микроорганизмов в  общественных местах. Сначала только на поверхностях в метро, позже — в автобусах, аэропортах, кафе и других популярных местах для встреч.

“У нас была скоординированная команда людей с тампонами и масками, собиравших генетический материал из городов по всему миру”, — рассказал  Кристофер Мейсон, генетик Weill Cornell Medicine, который руководил исследованием.

Мейсон — основатель MetaSUB  (Международный консорциум по метагеномике и метадизайну метро и городских биомов), который и начал исследования микробных наборов разных городов мира. За три года были собраны 4 728 образцов. Геномный анализ обнаружил следы почти 13 тыс. микроорганизмов, большая часть которых науке не известна. Из них — 10 928 вирусов, 728 бактерий и 2 археи. Из этого огромного количества исследователям удалось идентифицировать 31 вид бактерий, присутствующих практически в каждом образце в 97% городов.  Их ученые назвали «основным городским микробиомом». Но остальные микробные наборы между собой не совпадали. Специалисты сделали вывод: каждый город обладает индивидуальной и уникальной микробной экосистемой.

«Дайте мне ваш ботинок, и если я его найду, то, вероятно, смогу сказать вам, откуда вы взялись в этом мире», — говорит Кристофер Мейсон.

Исследователи утверждают: они могут почти с 90-процентной точностью определить, откуда взят тот или иной образец. Так что, возможно, внушительная база проб будет полезна и для криминалистов.

Собранные данные позволили Мейсону с командой создать первый в мире глобальный атлас городской микробной экосистемы, результаты опубликованы в журнале Cell. Ранее, в 2013 году, была составлена микробная карта метро Нью-Йорка — PathoMap. Также ученые собирали образцы воздуха в транспорте нескольких городов. Эта информация вошла в статью о «микробиоме воздуха», опубликованой в журнале Microbiome. Еще одно направление работы — создание карты распределения генов устойчивости к антибиотикам. Это важное исследование в свете того, что растет число резистентных к препаратам бактерий из-за бесконтрольного приема антибактериальных средств. Благодаря полученным данным ученые надеются определить штаммы бактерий, устойчивые к антибиотикам, чтобы предупреждать крупные эпидемии.

Изображения: metasub.org