Ученые подтвердили генетическую связь между людьми и морскими анемонами

11.04.2022

Учёные обнаружили, что ген, связанный с развитием слуха у людей, связан также с сенсорным развитием у актиний, или морских анемонов. Этот ген, который называется pou-iv (pow-four), содержится в щупальцах морской анемоны ( Nematostella vectensis ) и играет решающую роль в осязании животного.

«Это исследование интересно, потому что оно не только открыло новую область исследований того, как механоощущение развивается и функционирует у морских актиний… но также сообщает нам, что строительные блоки нашего слуха имеют древние эволюционные корни, уходящие в глубь веков», —  заявил биолог Нагаясу Наканиши  из Университета Арканзаса.

У человека и других позвоночных сенсорные рецепторы слуховой системы называются волосковыми клетками, они воспринимают механические раздражители — вибрации — когда раздается звук, мы слышим именно их. У морской анемоны есть похожие механосенсорные волосковые клетки на щупальцах, которые используются для восприятия движения. Однако ранее мало  о  гене pou-iv анемона и о том, какую роль он играет в сенсорном развитии, было известно мало. Исследователи Университета Арканзаса решили это выяснить.

Для этого с помощью инструмента редактирования генов CRISPR -Cas9 ученые отключили этот ген. Для этого они вводили коктейль, содержащий белок Cas9, в оплодотворенные яйца морских анемон, чтобы вырезать ген pou-iv, и изучали развивающиеся эмбрионы, а потом выросших мутировавших анемон.

По сравнению с контрольной группой мутантные анемоны демонстрировали аномальное развитие щупальцевых волосковых клеток и не реагировали на прикосновение. То есть без pou-iv анемоны не могли ощущать механические раздражители через свои волосковые клетки.

Исследование опубликовано в eLife .