Сообразительные рыбы создают «мексиканскую волну» для защиты от птиц

Исследователи немецкого Института пресноводной экологии и рыболовства во внутренних водоемах им. Лейбница изучали в сульфидном источнике мексиканского муниципалитета Теапа моллюски серы (вид брюхоногих моллюсков из семейства Peltospiridae, которые обитают около гидротермальных источников). И заметили необычное поведение  рыб живущих в источнике — они создавали на поверхности воды странные круги, расходящиеся в разные стороны. Более подробные наблюдения показали: рыбки образуют так называемую «мексиканскую волну» для защиты от хищных птиц.

«Сначала мы не совсем понимали, что на самом деле делают рыбы, — рассказал доктор Бирбах о мексиканском волнообразном поведении рыбы. — Как только мы поняли, что это волны, нам стало интересно, с какой целью рыбы их создавали».

После длительных наблюдений, увидев, сколько рыбоядных птиц живет вокруг реки, в том числе зимородки и кисади, ученые поняли, что эти действия — защитная мера. Причем рыбы могли даже не видеть птиц, они реагировали на поведение своих соседей — моллюсков. Они спасались от пернатых, ныряя в водоем.

«Реакция на ныряние у сернистых моллюсков, вероятно, сначала развивалась как индивидуальное бегство от нападения на птиц, — поясняют исследователи в своей статье. — Мы предполагаем, что рыба, которая использовала реакцию близких соседей на погружение в качестве сигнала, указывающего на присутствие хищника (побуждающего их тоже нырнуть), оставалась в живых. Это привело к эволюции поведения при синхронном нырянии».

На квадратный метр приходится до 4000 рыб, а иногда в одной рыбной волне участвуют сотни тысяч рыб, отмечают ученые. Волны могут достигать длительности до 2 минут, волны возникают каждые 3-4 секунды.

Специалисты предположили: возможно, волны сбивают птиц с толку или показывают им, что их заметили.

«Однако остается неясным, почему именно волны, кажется, не только удерживают птиц от нападения, но и снижают вероятность успеха проведенных атак», — пишет Daily Mail.

Для изучения этого феномена потребуются дальнейшие исследования, отмечают ученые.

Фото, видео: dailymail