Считают, жить не мешая. Редких камчатских птиц отслеживают с дронов

В 2023 году в Камчатском государственном университете им. Витуса Беринга открылась лаборатория антропогенной динамики экосистем. Ее сотрудники проводят исследования и оценивают смену природных сообществ Камчатского края под влиянием человеческой деятельности, а также привлекают молодых ученых к решению проблем сохранения биоразнообразия региона.
В рамках программы «Приоритет-2030» биологи, используя беспилотник, оснащенный тепловизором, отслеживают популяцию белоплечих орланов. Фиксация скоплений этих птиц на озере Курильском — часть большого проекта по изучению редких рыбоядных пернатых хищников на Камчатке.
Ученые проверяют состояние гнезд, демографическую структуру сообществ птиц, здоровье размножающихся особей и их птенцов на территории обитания. В феврале 2024 года на озере зимовали около 400 белоплечих орланов.
— Мы уже несколько лет наблюдаем этих крылатых хищников в Южно-Камчатском заказнике им. Т.И.Шпиленка. В этом году для поиска и подсчета особей в пределах труднодоступных участков побережья озера Курильского мы впервые применили дрон с инфракрасной камерой, — рассказал руководитель исследования кандидат биологических наук Мирослав Бабушкин.
По его словам, такой метод — новаторство. Он позволяет значительно расширить территорию, которую можно осмотреть за короткое время. Так, например, на детальную съемку 3-4 кв. км уходит всего 9 часов. Тепловизор позволяет выявить птиц, которые прячутся от исследователя или же отдыхают на деревьях в долинах рек, впадающих в озеро.
— Мы подобрали оптимальную высоту, на которой птицы не пугаются коптера. После этого провели съемку в ИК-режиме на модельных участках в пределах южного побережья акватории, зафиксировав всех находящихся там орланов.
В феврале в сотрудничестве с работниками Кроноцкого государственного заповедника получено около 500 гигабайт материала, и теперь предстоит его изучение, — отметил ученый.
Исследование позволит получить ценные данные о жизни и поведении редких птиц, а также поможет выработать рекомендации по их охране.
Напомним, что белоплечий орлан — эндемик России — внесен в Красные книги РФ и Камчатки. Местная популяция насчитывает 1200-1500 гнездящихся пар. На озере Курильском известно уникальное зимнее скопление орланов, являющееся самой большой в мире (по числу особей) зимовкой этого вида.

Александр СИЛЬЧЕНКО