Редкую находку сделали исследователи ДВО РАН

Ученые впервые описали сообщества микроскопических водорослей почв Дальнего Востока с  использованием современных подходов, а также исследовали их экологию.

Микроскопические водоросли являются совершенно незаметным, но очень важным элементом различных экосистем, включая и почвы. Наличие того или иного сообщества почвенных водорослей играет роль в круговороте питательных веществ, на который завязаны другие элементы экосистемы – растения, животные. От того, какие ценозы этих организмов содержатся в почве, будет зависеть состав самой почвы (а значит, и выживание определенных растений), её физическая структура, выброс парниковых газов и даже водный режим.

Понимание таких тонких взаимодействий в будущем ведет к созданию природоподобных технологий и обеспечению высокой эффективности выращивания полезных растений. Кроме того, эти сообщества могут выступать в качестве биоиндикаторов тех или иных условий среды.

Исследования сообществ почвенных водорослей на Дальнем Востоке до сих пор не проводились и выполнены впервые.

Авторы из ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН получили 108 проб почвы с территории Приморского края, Еврейской автономной и Сахалинской (о-в Итуруп) областей в 2018 и 2021-2022 годах, провели анализ почвенных факторов. Таксономический состав водорослей выявляли с использованием комплексного подхода. Классификация сообществ водорослей проводилась в соответствии с подходом Браун-Бланке. Для выявления влияния почвенных факторов был проведен непрямой ординационный анализ.

«Мы впервые описали три новые ассоциации водорослевых сообществ с использованием интегративного таксономического подхода – Coelastrelletum aeroterrestricae Abdullin in Abdullin et al. 2024, Vischerietum magnae Abdullin in Abdullin et al. 2024, Bracteacoccetum bullati Abdullin in Abdullin et al. 2024. В составе ассоциаций идентифицировано 25 видов водорослей из четырех классов. Непрямой ординационный анализ показал, что Coelastrelletum aeroterrestricae обитает в почвах с высоким значением фосфора, Vischerietum magnae – с высоким содержанием органического углерода, азота и повышенной влажностью, Bracteacoccetum bullati – с высоким содержанием калия. Наше исследование вносит вклад в изучение разнообразия сообществ Дальнего Востока России, а также в разработку критериев классификации ценозов водорослей.

Шамиль Абдуллин, доктор биологических наук, главный научный сотрудник лаборатории ботаники ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда.

Изображения: Федеральный научный центр Наземной биоты Восточной Азии ДВО РАН