«Губка», созданная бактериями Geobacter, способна впитывать уран

На протяжении десятилетий ученые подозревали, что бактерии, известные как Geobacter, могут очищать радиоактивные урановые отходы, но не было ясно, как именно микробы это делают.

10 лет назад, в 2011 году, команда Регеры раскрыла, можно сказать, три четверти этой загадки. В 2011 году ученые обнаружили, что на одной стороне своих клеток Geobacter вырабатывает белковые нити, которые действуют как маленькие проволочки, буквально «запирая» уран . В результате этого во-первых, запускаются химические реакции, которые дают бактериям энергию. Во-вторых, этот химический состав удерживает уран в минеральной форме, предотвращая распространение радиоактивного материала в окружающей среде.

Но на эти протеиновые нити приходилось около 75% урана, очищаемого Geobacter.

«Мы всегда знали, что нам чего-то не хватает, — говорит Регера.  — Чего мы не знали, так это того, что происходило в поверхности ячейки, особенно на той стороне ячейки, которая не имела проводов для иммобилизации урана».

Теперь у исследователей есть ответ. Молекулы, называемые липополисахаридами, покрывают поверхность клетки и впитывают уран, как губка.

Благодаря открытию можно создавать новые способы не только устранения опасного загрязнения, но также переработки и восстановления все более дефицитных металлов из отходов электроники. Следующим шагом, по словам Регеры, станет изучение возможности стимулирования Geobacter и их губок к вытягиванию других токсичных металлов из потоков отходов.

«Нам надо понять, можем ли мы создать систему для селективного удаления металлов», — отмечает Регера.

Эта система будет работать как ферментер, в котором дышащие микроскопические дрожжевые клетки производят спирт, только здесь дыхание бактерий Geobacter улавливает токсичные и важные металлы с помощью белковых нанопроволок и недавно открытых молекулярных губок.

Видео предоставлено: Университет штата Мичиган

По мере того, как Geobacter впитывает уран, губки  начинают упаковывать его в пузырьки, которые представляют собой шары, покрытые липополисахаридами.

«Это механизм ремоделирования клеточной поверхности и обеспечения максимальной защиты. Клетки производят везикулы при нормальных условиях роста, но увеличивают производство, чтобы избавиться от захваченного урана. Сейчас мы исследуем, как увеличить производство везикул, — сказал Регера. — По сути, мы могли бы создать фабрику для этих пузырьков, чтобы вытаскивать металлы из воды».

Geobacter впитал уран липополисахаридной губкой и упаковал его в пузырьки.

Результаты работы опубликованы в журнале  Прикладная и экологическая микробиология».

Бактерии Geobacter — стержневидные формы на этом изображении микроскопа — упаковывают уран в пузырьки,