Дальневосточные ученые описали два новых вида красных водорослей

Callophyllis Kützing – род красных водорослей, крупнейшая группа семейства Каллимениевых (Kallymeniaceae), включающий 64 вида водорослей. Представители рода широко распространены в Мировом океане в обоих полушариях, преимущественно в холодных и умеренных водах. В северной части Тихого океана зарегистрировано 42 вида: 24 в северо-восточной части Тихого океана, 18 у азиатского побережья, и один вид, Cberingensis Perestenko, – вероятно, с пан-северо-тихоокеанским распространением.

В наших водах обитает значительно меньше видов, – на тихоокеанском побережье России в настоящее время их известно всего 7. Семейство Kallymeniaceae и его представители является наиболее изученным с помощью молекулярных методов исследования, что позволило решить многие спорные вопросы систематики группы. В результате исследований род Callophyllis претерпел значительные изменения в последние годы. К сожалению, водоросли тихоокеанского побережья России, практически не включаются в подобные исследования.

Флористический список пополнен новыми видами

В статье, опубликованной в журнале Phycologia, авторы поставили перед собой задачу уточнить разнообразие рода Callophyllis на Тихоокеанском побережье России. Новые молекулярно-филогенетические данные вызвали необходимость пересмотра систематики рода Callophyllis с помощью сравнительного морфологического исследования и молекулярного анализа на основе последовательностей маркерных участков ДНК.

В совместной работе научного руководителя Лаборатории авторотрофных организмов Национального научного центра морской биологии им. А.В. Жирмунского ДВО РАН Анны Скрипцовой с коллегой из Камчатского филиала Тихоокеанского института географии Галиной Жигадловой флористический список красных водорослей пополнен двумя новыми для дальневосточных морей России видами, которые авторы назвали в честь российских учёных. Учёные подробно изучили вегетативную и репродуктивную морфологию каллофиллиса образцов с Курильских островов, острова Сахалин, западного Охотского моря, северо-западной части Японского моря и Авачинского залива (полуостров Камчатка), секвенировали ген рибулозо-1,5-бифосфаткарбоксилазы/оксигеназы (rbcL) и большую (28S) субъединицу ядерной рибосомальной ДНК (nrLSU), и провели молекулярный анализ, включая разграничение видов и филогенетический анализ.

В честь российских ученых

Результаты молекулярного анализа позволили обнаружить один неописанный вид с Авачинского залива (юго-восточное побережье Камчатки), который авторы назвали C. selivanovae. Вид назван в честь Ольги Николаевны Селивановой. Генетически новый вид Callophyllis selivanovae близок ряду видов с американского побережья Тихого Океана, морфологически сходен с C. beringensis, описанному ранее с острова Святого Павла (Берингово море). Эти виды отличаются особенностями ветвления, формой и размера терминальных ветвей.

Callophyllis selivanovae (экземпляры с Авачинского залива, п-ов Камчатка)

Второй новый вид учёные назвали C. perestenkoae в честь известного российского альголога Луизы Павловны Перестенко. Этот вид ранее определялся в тихоокеанской флоре как ‘C. flabellata’, но он отличается от C. flabellata из типового местонахождения (Атлантика, Франция) неравномерным ветвлением, более тонкими конечными сегментами и меньшими размерами цистокарпов. Одной из особенностей C. perestenkoae является наличие эндофитных диатомей рода Pseudogomphonema внутри пластины, клетки которых обильно распределены между клетками медуллярного слоя; они были обнаружены на всех изученных растениях.

Callophyllis perestenkoae (о-ва Уруп, о-в Итуруп)

Уточнённые видовые списки водорослей-макрофитов, произрастающих на тихоокеанском побережье России, могут быть использованы природоохранными структурами (заповедниками, заказниками и др.) как эталонные при проведении мониторинговых работ. Воды северной части Тихого океана и российского побережья отличаются высоким уровнем разнообразия биологических ресурсов. Во флоре есть водоросли, которые признаны учёными редкими и исчезающими.

Работа выполнена при поддержке Российского научного фонда по проекту «Гигартиновые водоросли морей российского Дальнего Востока: разнообразие, таксономия, филогения»