Таинственный объект в глубоком космосе может быть самой маленькой черной дырой или самой тяжелой нейтронной звездой

Астрономы обнаружили загадочный космический объект, который может оказаться самой легкой черной дырой или самой тяжелой нейтронной звездой из когда-либо обнаруженных — или чем-то совершенно новым для науки.

Неизвестный объект, обнаруженный на расстоянии 40 000 световых лет от нас в плотном скоплении звезд под названием NGC 1851, был обнаружен благодаря быстрым вспышкам его орбитального компаньона — вращающейся нейтронной звезды, известной как пульсар, который испускает луч света раз в 6 миллисекунд.

По словам исследователей, новое образование попадает в исторический «зазор масс» между черными дырами и нейтронными звездами, что означает, что оно может быть любой из них. Свои выводы исследователи опубликовали 18 января в журнале Science.

«Любой из вариантов происхождения компаньона является захватывающим», — сказал в своем заявлении ведущий автор Бен Стапперс. «Система пульсар-черная дыра станет важной мишенью для проверки теорий гравитации, а тяжелая нейтронная звезда даст новые знания в области ядерной физики при очень высоких плотностях».

И черные дыры, и нейтронные звезды — это звездные трупы, остающиеся после того, как массивные звезды заканчивают свою жизнь в результате сильных взрывов, называемых сверхновыми. Однако, несмотря на одинаковое рождение, эти два типа объектов могут иметь совершенно разную массу: Сверхмассивные черные дыры могут весить миллиарды Солнц, в то время как нейтронные звезды редко бывают тяжелее трех солнечных масс. Но самые легкие черные дыры и самые тяжелые нейтронные звезды могут выглядеть очень похоже с большого расстояния.

На протяжении большей части истории астрономии ученые могли обнаружить только нейтронные звезды, масса которых в два раза больше массы Солнца, и черные дыры, масса которых не превышает пяти масс Солнца, а все, что находится между ними, оставалось загадкой. Пропасть между ними, известная как разрыв масс, была наконец преодолена в 2019 году, когда Лазерная интерферометрическая гравитационно-волновая обсерватория (LIGO) обнаружила пульсации пространства-времени, указывающие на легкую черную дыру или тяжелую нейтронную звезду, находящуюся где-то между этими двумя. Тем не менее, обнаружение объектов, заполняющих массовую пустоту, с помощью обычных световых телескопов оставалось неуловимым.

Чтобы обнаружить новый объект, астрономы использовали радиотелескоп MeerKAT в Южной Африке для сканирования шарового скопления NGC 1851 — скопления звезд, настолько плотно упакованных, что космические печи могут иногда сбивать друг друга с орбит и даже сталкиваться.

Слабые радиоимпульсы, повторяющиеся 170 раз в секунду, привлекли внимание астрономов к пульсару, и, наблюдая за тонкими изменениями в его регулярных «тиках», ученые составили карту его орбитального движения. В результате выяснилось, что пульсар находится в бинарной системе, вращаясь вокруг объекта массой около 3,9 солнечных масс — как раз в середине разрыва в массах.

Что это может быть за объект — самая массивная из известных нейтронных звезд, самая легкая черная дыра или какая-то еще не охарактеризованная экзотическая звездная шелуха — пока неясно. Но исследователи говорят, что более глубокое изучение этого объекта может помочь им проверить существующие теории материи.

«Мы еще не закончили работу с этой системой», — говорит соавтор исследования Арунима Дутта. «Раскрытие истинной природы компаньона станет поворотным пунктом в нашем понимании нейтронных звезд, черных дыр и всего остального, что может скрываться в интервале масс черных дыр».