Секреты космоса: изучение темных всплесков

Международная группа ученых обнаружила и подробно проанализировала один из самых затемненных гамма-всплесков во Вселенной, GRB 150309A, предоставив значительный вклад в понимание этих космических явлений. Исследование, опубликованное в журнале Astronomy and Astrophysics, выявило особенности родительской галактики и условия, способствующие такой затемненности, раскрывая новые аспекты в формировании и эволюции галактик.

Гамма-всплеск GRB 150309A, зарегистрированный 9 марта 2015 года космической обсерваторией Fermi Gamma-ray Space Telescope, привлек внимание ученых своей необычной продолжительностью и интенсивностью, а также тем, что, несмотря на сильное гамма-излучение, его оптическое послесвечение оставалось неуловимым для наблюдений. Данное явление отнесено к категории темных гамма-всплесков, которые характеризуются минимальным или отсутствующим оптическим послесвечением при интенсивном гамма-излучении.

Подробный спектральный анализ, включая оптический и рентгеновский, позволил исследователям смоделировать родительскую галактику GRB 150309A и исследовать межзвездную среду вокруг места вспышки. Основной причиной затемненности гамма-всплеска была высокая концентрация пыли в родительской галактике, что указывает на сложную среду с активными процессами звездообразования.

«Гамма-всплески получают название “темных” когда несмотря на интенсивное гамма-излучение их оптическое послесвечение минимально или вовсе отсутствует. Отсутствие или слабость оптического послесвечения контрастирует с типичным поведением GRB, когда за гамма-всплеском следует яркое оптическое излучение. Термин “темные” подчеркивает сложность обнаружения и изучения этих всплесков в оптических диапазонах электромагнитных волн, раскрытие свойств таких всплесков требует многоволновых наблюдений»

— Альберто Кастро-Тирадо, руководитель исследований, профессор.

Это открытие имеет важное значение для астрофизики, поскольку GRB 150309A является одним из самых интенсивных известных темных гамма-всплесков. Спектральный анализ гамма-излучения выявил, что струя, выброшенная во время всплеска, имеет гибридный состав, что указывает на смешанное доминирование материи и магнитного поля. Кроме того, данный анализ помог определить уникальные условия, при которых произошел всплеск, предоставив ценную информацию о составе и структуре родительской галактики. Эти открытия представляют собой значительный шаг вперед в понимании механизмов, лежащих в основе гамма-всплесков, и могут способствовать более глубокому изучению космических явлений, связанных с высокоэнергетическими процессами во Вселенной.