Космические ожидания. Учёные РАН рассказали о проблемах отрасли и её перспективах.

В минувшую среду 10 апреля, в МИЦ «Известия» прошла пресс-конференция, приуроченная ко Дню российской космонавтики.

Недоработок в современных космических проектах России действительно немало, но все они устранимы, – пожалуй, это утверждение стало основным лейтмотивом полуторачасового откровения учёных РАН с журналистами.

Вначале речь зашла о новой ракете-носителе «Ангара-А5», на которую специалисты возлагают огромные надежды. Из-за технических проблем был отменён уже второй её запуск с космодрома «Восточный», тем не менее разработчики «Ангары» уверены – очень скоро она полетит.

– Это уникальная ракета, тяжёлого класса, способная вывести на орбиту более 20 тонн груза – примерно массу блока МКС или аппарата для исследования дальнего космоса, – пояснил директор Института космических исследований РАН Анатолий Петрукович. – В частности, «Ангара» незаменима для выведения на орбиту нового телескопа «Спектр-УФ». Если хотим взять грунт с Луны, долететь до Венеры – тоже нужна такая ракета.

По словам учёного, у «Ангары» масса и других достоинств. Так, в топливе, на котором работает ракета, гораздо больше экологически чистых компонентов, чем, допустим, в её предшественнице – тяжёлой ракете «Протон». Немаловажно, что и пусковая установка у новой ракеты не на казахском «Байконуре», а на российском космодроме «Восточный». Специалисты уверены, что третья попытка запуска «Ангары» в этом году обязательно увенчается успехом.

Петрукович рассказал и о российской лунной программе, которая также началась с неудачи. В августе прошлого года станция «Луна-25» перешла на нерасчётную орбиту и рухнула на поверхность спутника Земли.

– Горький опыт учтён, после аварии был сделан полный «разбор полётов», выполнены работы по совершенствованию бортовой аппаратуры, режима испытаний. Но главное – приняли политическое решение о продолжении лунной программы, причём, она в приоритете, – уверил специалист. – Запуск новой станции запланирован на 2027-28-й годы. Находящийся на орбите искусственный спутник «Луна-24» будет помогать ориентироваться новой посадочной станции – «Луне-27». Аппарат уже проектируется. Именно он должен положить начало возведению российской лунной базы. В этот раз посадить станцию намерены у лунного полюса, где ровнее грунт. Благополучно прилунившийся аппарат, в свою очередь, станет мониторить наиболее благоприятные места для посадки и других космических кораблей.

Директор Института медико-биологических проблем РАН Олег Орлов затронул тему «космической погоды». Вопреки паническим настроениям некоторых обывателей ничего страшного не происходит, отметил учёный.

– Сейчас наблюдается так называемый «солнечный максимум», который случается примерно раз в 11 лет, поэтому возросло количество магнитных бурь. Однако по сравнению с прошлой аналогичной ситуацией нынешняя куда менее драматична.

Тем не менее специалисты не перестают пристально наблюдать за космической погодой. Потоки радиации способны вывести из строя навигацию не только спутников, но и самолётов, держащих курс через полюс. Может отключиться радиосвязь, пострадать космонавты на орбите. Для предупреждения подобных ситуаций специалистами РАН совместно с коллегами из Росгидромета разрабатывается система мониторинга космической погоды «Ионозонд». В рамках проекта уже в этом году будут запущены два малых спутника CubeSat. Орлов напомнил, что следить за космической погодой начали ещё с середины XIX века, когда мощнейшая вспышка на Солнце вывела из строя систему телеграфного сообщения в большей части Европы.

Важнейшую тему космической безопасности развил научный руководитель Института астрономии РАН Борис Шустов. Учёный рассказал о проекте «Млечный путь», включающем несколько направлений – слежение за космическим мусором, борьба с радиопомехами и, пожалуй, самое важное – противодействие астероидной опасности. Сейчас совместно с коллегами из Института космических исследований разрабатывается «Система обнаружения дневных астероидов».

– На самом деле, наша планета плохо защищена, – бьёт тревогу специалист. – Некоторые метеориты, к примеру, печально известный Челябинский, не могут быть обнаружены априори, поскольку все средства слежения за космическими объектами расположены либо на Земле, либо на её орбите. А эффективно мониторить космос можно лишь в случае нахождения приборов близ Солнца. Для этого мы в числе прочего планируем вывести в дальний космос телескопы нового поколения.

О перспективах их создания рассказал заведующий лабораторией физиологии иммунной системы Института медико-биологических проблем РАН Сергей Пономарёв.

В списке приоритетов российской космической программы на ближайшие несколько лет стоит создание телескопа «Спектр-УФ». Его планировали ввести в эксплуатацию ещё два года назад, но сроки сдвинулись из-за санкций, не стал скрывать учёный.

– В телескопе использовалось несколько важных деталей иностранного производства. Сейчас всё удалось заменить отечественными образцами. Осталось решить ещё несколько организационных вопросов, и телескоп можно будет запускать. Журналисты окрестили его «российским «Хабблом», но по некоторым параметрам «Спектр» его даже превосходит.

По словам Пономарёва, у инновационного телескопа будет масса задач. Приоритетные – обеспечение астероидной безопасности, поиск тёмной материи, над загадочной природой которой учёные бьются не один век, а также обнаружение экзопланет. Многие специалисты космической отрасли перестают быть скептиками и всё больше склоняются к мысли, что мы не одиноки во Вселенной – слишком уж много в последние годы открыто планет в дальних аналогах Солнечной системы, по многим параметрам сильно напоминающих нашу Землю.

Но если долететь до экзопланет пока не позволяют технологии, то до Марса и Венеры по космическим меркам – расстояния ничтожные. Российскими учёными, связанными с космической отраслью, моделируются ситуации пилотируемых полётов на эти две планеты. Но если на «красную планету» космический вояж откладывается на неопределённое время, то на «голубую» старт уже намечен на 2029 год. В рамках проекта «Венера-Д» («Венера Долгоживущая») к ней отправится автоматическая межпланетная станция. И в случае удачной реализации проекта этот аппарат станет первым с 1984 года российским венерианским зондом. А там уже и до пилотируемого полёта рукой подать.

Алексей КОЖЕВНИКОВ

Фото: Андрей Моргунов/ Минобороны РФ
Фото: Николай Лапшин/ Центр Хруничева/Роскосмос

Нет комментариев