Falcon 9 запустил первый лунный посадочный модуль Intuitive Machines

Ракета SpaceX Falcon 9 поднялась в 1:05 утра по восточному времени со стартового комплекса 39A здесь после 24-часовой задержки. Разгонный блок ракеты вывел на орбиту посадочный аппарат Nova-C под названием Odysseus примерно через 48 минут после того, как аппарат вышел на траекторию полета к Луне.

Он прибудет на Луну 21 февраля, выйдя на орбиту высотой около 100 километров над Луной. Это позволит космическому аппарату совершить посадку в районе кратера Малаперт А в южной полярной области Луны поздно вечером 22 февраля (по восточному времени). Компания Intuitive Machine не раскрывает конкретное время выхода на орбиту и посадки.

Ключевая веха для миссии IM-1 наступит примерно через 18 часов после запуска, когда космический аппарат впервые запустит свой основной двигатель в рамках пусконаладочных испытаний. Этот двигатель, разработанный компанией Intuitive Machines и использующий жидкий кислород и метановое топливо, в дальнейшем будет использоваться для любых необходимых маневров по коррекции траектории, а также для выхода на орбиту вокруг Луны и самой посадки.

«Это критический маневр, и если он пройдет успешно, мы окажемся на пути к Луне», — сказал Стив Алтемус, исполнительный директор Intuitive Machines, в интервью 12 февраля. «Я думаю, что уровень нашей уверенности повысится с 75-80 % до 90 %, как только будет выполнен этот маневр по вводу в эксплуатацию».

За несколько часов до старта спускаемый аппарат был заправлен жидким кислородом и метаном. Проблема, связанная с тем, что SpaceX назвала «ненормальной температурой метана», не позволила заправить космический аппарат для попытки запуска 24 часами ранее.

Дюжина полезных нагрузок

Основным заказчиком космического корабля является НАСА, которое осуществляет полеты с шестью полезными нагрузками в рамках программы Commercial Lunar Payload Services (CLPS) по контракту стоимостью около 118 миллионов долларов.

Полезная нагрузка НАСА в значительной степени направлена на развитие технологий, включая доплеровский лидар для сбора данных о скорости и высоте посадки во время спуска, камеру для изучения шлейфа лунной пыли, создаваемого двигателем во время посадки аппарата, и прибор, использующий радиочастотную технологию для измерения количества топлива в баках посадочного аппарата.

«То, что мы запланировали для IM-1, сосредоточено на безопасной посадке, — сказала Сьюзан Ледерер, научный сотрудник проекта НАСА CLPS, во время брифинга 12 февраля. Это включает в себя проблемы, связанные с работой в южной полярной области, где Солнце и Земля находятся низко на горизонте. «Я думаю, что это очень хорошее место, чтобы начать с немного более простых полезных нагрузок».

Среди других полезных нагрузок НАСА на IM-1 — демонстрация навигационного маяка, который может быть использован в качестве части будущей лунной навигационной системы, а также лазерный ретрорефлектор для точного определения дальности, который уже летал на других посадочных аппаратах, включая индийский Chandrayaan-3 и японский SLIM.

Одна из полезных нагрузок НАСА — радиообсерватория фотоэлектронной оболочки лунной поверхности, или ROLSES, которая будет проводить низкочастотные радиоастрономические исследования, которые невозможно выполнить с Земли из-за ионосферы. ROLSES будет измерять различные источники радиопомех от Земли, Солнца и самого аппарата, а также оболочку электронов прямо над лунной поверхностью, созданную солнечным светом.

Космический аппарат также несет шесть полезных нагрузок, не относящихся к НАСА. Среди них — художественное произведение «Фазы Луны» Джеффа Кунса, архив данных от Galactic Legacy Labs, прототип лунного центра обработки данных от Lonestar Data Holdings и астрономическая камера от International Lunar Observatory Association — предшественница предполагаемой обсерватории на южном полюсе Луны.

Еще одна коммерческая полезная нагрузка входит в состав самого аппарата: теплоотражающий материал Omni-Heat Infinity, разработанный компанией Columbia Sportwear. Материал идентичен тому, что используется в куртках компании для отражения тепла тела.

«Когда мы только начали с ними разговаривать, мы были полностью готовы модифицировать этот материал, чтобы сделать его пригодным для использования на космическом корабле», — сказал в интервью Хаскелл Бекхэм, вице-президент по инновациям Columbia. Однако термовакуумное тестирование показало, что материал можно использовать на космическом корабле как есть. Он добавил, что Columbia планирует сотрудничать с Intuitive Machines во второй миссии с использованием как того же изоляционного материала, так и испытания нового материала.

Шестой полезной нагрузкой, не относящейся к НАСА, является камера EagleCam, разработанная студентами Аэронавтического университета Эмбри-Риддла. Это устройство размером примерно с 1,5U кубсат, которое будет катапультироваться с посадочного аппарата во время его спуска и делать снимки посадочного аппарата, когда он приземлится неподалеку. EagleCam будет передавать эти изображения на посадочную платформу для отправки обратно на Землю.

EagleCam разрабатывалась более чем двумя десятками студентов ERAU в течение четырех лет после того, как Алтемус, выпускник университета, предложил отправить в полет студенческую полезную нагрузку, если она сможет сделать снимок посадочного аппарата. «Мы взяли эту идею на вооружение», — сказал Тейлор Йоу, один из руководителей студенческой команды EagleCam, на брифинге 12 февраля. «Весь проект был студенческим, разработан студентами и построен студентами».

По словам Троя Хендерсона, консультанта EagleCam на факультете, получение одного снимка посадки будет считаться успешной миссией.

Но, добавил он, «если мы получим все данные, на которые рассчитываем, у нас будет пять с лишним лет работы над диссертациями для аспирантов».

Принятие риска

И Intuitive Machines, и НАСА знают о рисках, которым подвергается посадочный аппарат Nova-C при попытке высадиться на Луну. Процент успешных высадок на Луну в целом составляет менее 50 %, а три неправительственные организации — Astrobotic, ispace и SpaceIL — потерпели неудачу при попытке высадки на Луну за последние пять лет.

«Высадка на Луну — сложнейшая задача», — сказал Алтемус, особенно когда компания «дошла до самого дна стоимости лунного доступа». Он отметил технологические достижения компании при разработке посадочного аппарата, в том числе двигатель на метане и жидком кислороде.

«Что я ищу в плане управления ожиданиями, так это чувство устойчивости в сообществе», — сказал он. «Давайте продолжать попытки, даже если миссия будет провалена, что вполне вероятно. Мы должны продолжать расширять границы».

Джоэл Кернс, заместитель помощника администратора по исследованиям в управлении научных миссий НАСА, также признал риски, но на брифинге 13 февраля заявил, что НАСА остается приверженным программе CLPs, несмотря на неудачу Astrobotic, и продолжит поддерживать ее в случае неудачи IM-1.

«Мы всегда рассматривали эти первые поставки CLPS как своего рода учебный опыт», — сказал он. «Мы не считали, что успех гарантирован».

Команда EagleCam также знает о трудностях, связанных с разработкой космического аппарата, способного выжить на поверхности Луны, сказал другой руководитель студенческой команды, Даниэль Посада. «Каждый аспект Луны стремится уничтожить все, что вы пытаетесь на нее посадить».

Нет комментариев