Эта гигантская экзопланета формируется очень странным образом — Nature Astronomy

06.04.2022

Открытие экзопланеты газового гиганта, все еще находящейся в процессе формирования, может перевернуть наше представление о формировании планет.

Предполагаемая протопланета была названа AB Aurigae b, и, похоже, она формируется на большом расстоянии от своей звезды AB Aurigae и собирается довольно необычным образом.

Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что планета формируется в результате гравитационного коллапса газовых облаков сверху вниз, а не в рамках более общепринятой модели снизу вверх, согласно которой планеты образуются в результате постепенного накопления пыли и камней.

Это подтверждает представление о множестве путей формирования планет, предполагая богатое и удивительное разнообразие планетных систем в Млечном Пути.

AB Aurigae интенсивно изучается в последние годы. Это очень молодая звезда, еще формирующаяся, ей не более 5 миллионов лет (Солнцу 4,6 миллиарда лет).

Звезда все еще окружена толстым турбулентным диском из газа и пыли. Когда протозвезда растет, этот газ и пыль питают этот рост. Поскольку звезда находится относительно близко — всего в 508 световых годах от нас — это отличная лаборатория для изучения формирования планетной системы.

То, что осталось от этого диска, будет формировать другие элементы, составляющие планетную систему — планеты и более мелкие объекты, такие как астероиды, карликовые планеты, кометы и другие камни. Согласно нашему нынешнему пониманию формирования планет, эти меньшие объекты могут начать формировать планеты в так называемой модели аккреции ядра.

В этой модели куски породы в протопланетном диске из пыли и газа слипаются друг с другом сначала за счет электростатических сил, а затем за счет гравитации, образуя все большее и большее тело, строящее планету снизу вверх. Получившаяся экзопланета имеет твердое ядро, которое по форме должно быть относительно холодным и тусклым.

Другая модель образования планет известна как модель нестабильности диска. Чтобы планета сформировалась таким образом, остывающий протопланетный диск вызывает гравитационную нестабильность и распадается. Затем часть диска под действием гравитации схлопывается прямо в газовый гигант. В этой модели у экзопланеты нет твердого ядра, и она формируется горячее и ярче.

Что происходит с диском AB Aurigae, протозвезды, масса которой примерно в 2,4 раза больше массы Солнца, было трудно понять.

Во-первых, астрономы думали, что видели экзопланету, формирующуюся на расстоянии, подобном Нептуну. Эта интерпретация позже была поставлена ​​под сомнение другими астрономами, которые сказали, что объект может быть второй звездой.

В новом исследовании, проведенном астрофизиком Тейном Карри он и его коллеги использовали телескоп  Субару и космический телескоп Хаббл для проведения более подробных наблюдений за звездой.

Наблюдения выявили сгусток и другие особенности на диске, которые согласуются с формированием экзопланеты не на расстоянии Нептуна от Солнца, а более чем в три раза дальше, примерно в 93 астрономических единицах от AB Возничего.

«Спиральные рукава, которые мы наблюдали на этом диске, — это именно то, что мы должны ожидать, если у нас есть планета с массой Юпитера или больше в присутствии этих пылевых структур, — говорит астроном Кевин Вагнер из обсерватории Стюарда Аризонского университета. — Массивная планета должна привести их в точно такое же состояние, как то, что мы видим здесь».

На таком расстоянии количество камня, присутствующего в диске, было бы недостаточным для образования планеты, не говоря уже о массе AB Возничего b. Расчеты команды показывают, что масса новой экзопланеты примерно в девять раз превышает массу Юпитера. Вместо этого, по словам исследователей, наиболее вероятным путем формирования является модель нестабильности диска.

«Природа умна, она может создавать планеты разными способами», — говорит Карри .

Команда также обнаружила особенности диска на расстоянии 430 и 580 астрономических единиц от AB Aurigae, которые предполагают, что экзопланеты могут формироваться и в этих местах.

Полученные данные проливают новый свет на процессы, связанные с формированием планет, и могут даже помочь нам лучше понять нашу собственную Солнечную систему. Есть основания полагать, что Юпитер сформировался примерно в четыре раза дальше  , чем его нынешняя орбита.

Таким образом, будущие исследования зарождающейся системы AB Aurigae с использованием более мощных инструментов могут позволить нам исследовать эволюцию нашего маленького уголка галактики.

«Это новое открытие является убедительным доказательством того, что некоторые газовые планеты-гиганты могут формироваться по механизму нестабильности диска, — говорит астрофизик Алан Босс, не участвовавший в этом исследовании.  — Гравитация — это все, что имеет значение, поскольку остатки процесса звездообразования в конечном итоге будут стягиваться именно ею, чтобы сформировать планеты».

Исследование опубликовано в журнале Nature Astronomy.

Фото на заставке: представление художника о AB Aurigae b — газовом гиганте, который, по оценкам, в девять раз массивнее Юпитера и в два раза дальше от своей планеты-хозяина, чем Плутон от Солнца.