Галактический космический лазер обнаружили ученые. Расстояние до него 5 млрд световых лет

08.04.2022

Астрофизики с помощью радиотелескопа MeerKAT в Южной Африке обнаружили мощный лазерный луч радиоволн, исходящий из глубокого космоса.  Этот космический объект, не имеющий массы, называют мегамазером. Его волны преодолели 5 млрд световых лет, прежде чем достигли Земли. А расстояние до нашей планеты — 58 тысяч миллиардов миллиардов (58 с 21 нулем) километров, сообщается на сайте Международного центра радиоастрономических исследований, и это самый далекий мегамазер.

«Впечатляет, что всего за одну ночь наблюдений мы уже нашли рекордный мегамазер, — сказал астроном Марцин Гловацки из Университета Кертина Международного центра радиоастрономических исследований (ICRAR) в Австралии. — Это показывает и то, насколько хорош телескоп».

Мазер — это микроволновый эквивалент лазера (когда усиление света происходит за счет вынужденного излучения). Вместо того чтобы излучать видимый свет, мазер излучает микроволновые и радиоволны, которые стимулируются и усиливаются. Мазеры могут излучать планеты, кометы, облака и звезды. Мегамазеры могут создаваться активными сверхмассивными черными дырами. Или, к примеру, в случае сильного столкновения во Вселенной двух галактик. Обнаруженный мегамазер — очень специфического типа, яркий по длине волны, усиленный стимулированными гидроксильными молекулами, состоящий из одного атома водорода и одного атома кислорода.

«Когда две галактики, такие как Млечный Путь и галактика Андромеды, сталкиваются, от столкновения исходят лучи света, которые можно увидеть на космологических расстояниях, — отметил астрофизик Джереми Дарлинг из Университета Колорадо. — Гидроксильные мегамазеры действуют как яркие огни, говорящие: вот столкновение галактик, в результате которого образуются новые звезды и подпитываются массивные черные дыры».

Процесс звездообразования в таких случаях идет очень активно — звездообразующий газ, сжимаясь, коллапсирует в молодые звезды с огромной скоростью. Источником мегамазера, обнаруженного командой Гловацки является галактика WISEA J033046.26−275518.3, ныне известная как Нкалакатха. Это слово на языке зулу означает «большой босс».

У ученых уже запланированы дальнейшие наблюдения объекта, они рассчитывает найти еще много мегамазеров по мере продолжения исследования.

Исследование было принято длы публикации в  The Astrophysical Journal Letters и доступно на сайте препринтов arXiv.

Изображение: icrar.org