Более 900 000 звезд, галактик и черных дыр представлены на самой подробной в истории рентгеновской карте Вселенной

Астрономы представили самую большую и подробную рентгеновскую карту Вселенной из когда-либо созданных. Недавно опубликованные данные показывают свет более 700 000 черных дыр-монстров, таинственный «мост» из газа, соединяющий далекие галактики, и сотни тысяч других «экзотических» объектов глубокого космоса.

Новый массивный релиз рентгеновских данных подготовлен в рамках программы eROSITA All-Sky Survey — миссии по сканированию всего неба с декабря 2019 по июнь 2020 года с помощью рентгеновского телескопа eROSITA. За это время в небе было обнаружено более 170 миллионов рентгеновских фотонов (частиц света), которые астрономы позже идентифицировали как примерно 900 000 отдельных объектов в космосе, большинство из которых являются сверхмассивными черными дырами, говорится в заявлении Общества Макса Планка в Германии, которое помогало управлять миссией.

«Это умопомрачительные цифры для рентгеновской астрономии», — сказал Андреа Мерлони, главный исследователь eROSITA. «За 6 месяцев мы обнаружили больше источников, чем крупные флагманские миссии XMM-Newton и Chandra за почти 25 лет работы».

Рентгеновские лучи — это вид высокоэнергетического излучения, невидимого невооруженным глазом. Большинство рентгеновских лучей в космосе исходит от скоплений чрезвычайно горячих газов, которые могут возникать в массивных скоплениях галактик, остатках взрывов сверхновых, таких как знаменитая Крабовидная туманность, или активных черных дырах, которые могут затмевать целые галактики, когда горячая, быстро движущаяся материя падает в их ненасытную пасть. Изучение космических рентгеновских лучей позволяет не только обнаружить такие массивные высокоэнергетические объекты, но и раскрыть общую структуру самой Вселенной.

Одно из самых интригующих открытий, сделанных в ходе исследования, — огромная «нить», или мост, из горячего газа, соединяющая два скопления галактик на расстоянии более 42 миллионов световых лет (что более чем в 400 раз превышает длину Млечного Пути). Считается, что эта нить является частью космической паутины — огромной газовой магистрали, которая питает все галактики во Вселенной и открывает пустые пустоты, где, как считается, обитает неуловимая темная материя. (Исследование еще не прошло рецензирование).

Помимо публикации последней партии данных, исследователи проекта представили в научные журналы более 50 статей, в которых обсуждается небольшая часть новых открытий eROSITA. По словам исследователей, эта новая порция астрономического материала для чтения добавляется к более чем 200 работам, уже опубликованным по предыдущим открытиям eROSITA.

Полная версия данных, а также бесплатные инструменты для их чтения доступны на сайте eROSITA. В ближайшем будущем ожидается появление новых данных и научных работ на их основе. Пока же eROSITA продолжит наблюдать за звездами из своего дома на борту космической обсерватории «Спектр-Рентген-Гамма» (SRG), находящейся под совместным управлением Германии и России.