Не блекнут шедевры. Физико-химические методы позволили раскрыть секрет художников Ренессанса

В начале XV века в Италии масляные краски начали вытеснять яичную темперу, темперные краски, представлявшие собой смесь водорастворимого порошкового пигмента с эмульсией из воды и яичного желтка. В этот переходный период многие художники, включая Леонардо да Винчи и Сандро Боттичелли, экспериментировали также с красками, в состав которых кроме пигмента и масла входило содержимое куриного яйца. Однако для искусствоведов оставалось загадкой, как именно добавление яичного компонента к масляным краскам влияло на произведение искусства.

Сейчас ученые установили, что смешивание яичного желтка с масляными красками предотвращало выгорание и сморщивание живописных полотен. Чтобы выяснить это, Офели Ранке из Технологического института Карлсруэ в Германии и ее коллеги приготовили два варианта яичных масляных красок и сравнили их с обычной масляной краской. Одна смесь содержала свежий яичный желток и масляную краску, она имела консистенцию майонеза. Во втором варианте ученые добавили измельченный пигмент в желток, высушили эту смесь, а затем смешали с маслом. Именно так, согласно историческим записям, готовили себе краски старые мастера живописи. Каждую смесь проанализировали по ряду параметров: массе, влажности, окислению, теплоемкости, времени высыхания и др. В обоих случаях содержащиеся в желтке протеины, фосфолипиды и антиоксидаты замедляли процесс окисления крас­ки, который вызывает выгорание цвета со временем. Результаты исследования опубликованы в Nature Communications.

В майонезоподобной смеси благодаря желтку между частицами пигмента образуются прочные связи, в результате чего краска получается плотной. Такая консистенция идеальна для техники импасто, то есть нанесения краски густым слоем. Добавление яичного компонента, делая краску более плотной, также уменьшает морщинистость поверхности полотна. Сморщивание иногда случается с картинами маслом, если верхний слой высыхает быстрее, чем подповерхностный, и тогда высохшая пленка вспучивается над влажной краской. Единственный недостаток гибридной яично-масляной краски — ее долгое высыхание. Если желтка в ней было много, художникам Ренессанса приходилось долго ждать, прежде чем наносить следующий слой, поясняет Ранке.

«Чем больше мы понимаем, как художники обращались со своими материалами и отбирали наиболее подходящий, тем больше мы ценим то, что они делали, творческий процесс и конечный продукт», — говорит эксперт Science News Кен Сазерленд, руководитель научных исследований в Институте искусств Чикаго.

Марина АСТВАЦАТУРЯН

Нет комментариев