Исследуя следы. В Новой Третьяковке представлен нестандартный взгляд на способы передачи и хранения информации

Все живые и неживые сущности несут на себе следы прошлых событий, ведь все, что происходит в воздухе, почве и воде, записывается самой природой бесчисленным количеством способов. Физический мир, как большой аналоговый компьютер, хранит огромные объемы данных, и человек может найти их, к примеру, в ледниках, во взвесях воздуха или в уровне естественной радиации.

В век постоянно развивающихся технологий возможностей для фиксирования и хранения информации становится все больше, к уже вполне традиционным инструментам прибавляются новые.

Недавно в Третьяковке на Крымском валу, в пространстве LABORATORIA Art&Science, открылась выставка New Elements, участники которой попытались объединить «живое с неживым» и взглянуть по-новому на способы хранения информации. На выставке представлены 12 работ современных художников из разных стран, попытавшихся (каждый в своей манере) ответить на вопрос: что если информация не абстрактна, а вещественна?

Одним из самых ярких экспонатов стала биотехнологическая инсталляция австрийского художника Томаса Фойештайна POEM, превращающая буквально слова в алкоголь. Большая и занимательная конструкция из микрофона, перегонных кубов, колб и трубок предполагает непосредственное участие человека. Посетителю выставки предлагается произнести фразу в особый охлажденный металлический микрофон, на котором со временем образуются ледяные кристаллы. С каждой новой фразой слой становится все толще. Через какое-то время лед начинает таять, и образуется конденсат, который, накапливаясь, запускает процесс химического синтеза, использующего полученную жидкость для приготовления алкогольного Ursuppe («Первобытного супа»).

Еще одна интерактивная история — аудиовизуальная инсталляция «Пещера» Терезы Шуберт, созданная в кооперации с «Лабораторией Касперского» и Институтом физиологии растений им. К.А.Тимирязева РАН. Немецкая художница поместила три вида водорослей в биореактор и при помощи различных датчиков попыталась отобразить рост и движения растений в аудио- и видеопроекции. Так, каждый посетитель может посветить на растения фонариком и ощутить их реакцию, переданную в виде загадочных звуков и помех.
Россию на New Elements представляет молодой художник Илья Федотов-Федоров с работой «Экзо-ковчег». В центре его инсталляции — слепок со шкуры лошади, усохшей до 45 см в результате неправильной таксидермии, но начавшей постепенно принимать форму тела животного. Художник при помощи 3D-сканирования перенес шкуру в виртуальную реальность, а затем (используя 3D-моделирование) масштабировал слепок до реальных размеров и напечатал его на 3D-принтере. В этой и других своих работах Федотов-Федоров выстраивает связь в цепочке «природа — человек — технология», показывая, что каждое последующее звено выходит из предыдущего и становится автономным.

Сразу две работы заставляют задуматься о том, как человек влияет на окружающую среду. Первая — серия изображений частиц космической пыли Томаса Сарасено из Аргентины, напечатанная чернилами, изготовленными из загрязняющих воздух Мумбаи примесей. Вторая — проект Cloud Studies исследовательского объединения Forensic Architecture, посвященный теме токсичных облаков. Авторы работы провели настоящее расследование и изучили восемь конкретных случаев распыления и воздействия отравляющих газов в различных точках планеты, используя самые разные инструменты: 3D-моделирование, машинное обучение, дистанционное зондирование и другие технологии.

Результатом их работы стал небольшой фильм, который наглядно демонстрирует, как государства способны загрязнять атмосферу и создавать непригодные условия для жизни.
Не обошлось, конечно, без искусственных нейронных сетей и блокчейна, искусственного интеллекта и экспериментов с новыми материалами.

Так, например, немецкий художник Ральф Беккер создал видеоинсталляцию, главным героем которой стал инновационный сплав галинстан, по своей консистенции напоминающий ртуть. Беккер воздействовал на него через электроды, изменяя его поведение и заставляя загадочный материал «пуститься в фантастическую пляску», от которой сложно оторвать взгляд.
Экспозиция доступна для просмотра всем желающим. Выставка продлится до 22 февраля.

Татьяна ЧЕРНОВА

Фото автора

Нет комментариев