Древний лед возрастом 1200 млн лет добыли в Антарктике

Исследователям, работаю0им в рамках 69-й Российской антарктической экспедиции, удалось пробурить 75 м льда, углубив скважину на станции «Восток» до 3610 м.

Перед буровиками стояла задача получить ненарушенный непрерывный керн с глубин 3533–3544 м – в зоне перехода древнего (1,2 млн лет) атмосферного льда в озерный лёд, намёрзший на подошву ледника с поверхности озера Восток.

«Согласно бурению предыдущих сезонов, на глубинах 3600–3610 м наблюдается переход между разными типами озёрного льда, что вызывает живой научный интерес, – рассказывает участник 69 РАЭ, гляциолог Института географии РАН Иван Лаврентьев. – Образцов этого льда осталось мало, поэтому получение новых было очень важно для пополнения знаний об изменении его изотопного и химического состава, физических параметров и пр.».

Учёные провели первичную обработку кернов на станции «Восток»: измерили относительное содержание пузырьков воздуха во льду для определения типа льда (атмосферный лёд содержит пузырьки, а озерный – нет), размеры кристаллов в шлифах льда на светостоле и электропроводность льда. Были отобраны образцы льда для изотопного и газового анализа.

«Герметично запакованные образцы были уложены в термоящики, пересыпаны снегом и в настоящий момент ожидают погрузки на судно «Академик Фёдоров» и доставки в Арктический и антарктический научно-исследовательский институт для дальнейших исследований», – сообщил Иван Лаврентьев.

Подледниковое озеро Восток – пятый по объёму воды пресноводный водоём в мире. Озеро уникально тем, что находилось в изоляции от земной поверхности десятки миллионов лет. На станции Восток осуществляется программа изучения реликтового подледникового озера Восток и программа палеоклиматических исследований. Круглогодичная научная программа на станции включает наблюдения за магнитосферой и ионосферой, метеорологические наблюдения и медико-биологические исследования. В сезонный период на станции проводятся исследования по гляциологии.

Источники: Вестник Отделения наук о Земле, Институт географии РАН. Фото: ААНИИ.