Рассказали черепки. Древние жители Европы научились гончарному ремеслу раньше, чем земледелию

Умение изготовлять и использовать глиняную посуду начало распространяться между сообществами охотников-собирателей на территории Европы благодаря родственным связям раньше, чем там же появилось земледелие, считают археологи из Национального университета Ирландии в Мейнуте, авторы публикации в Nature Human Behaviour. Это умозаключение, основанное на анализе глиняных черепков, предполагает, что гончарные традиции, которые возникли в Центральной Азии или Западной Сибири, были усвоены сообществами охотников-собирателей на всем континенте.

Исследования, посвященные распространению земледелия в Европе, не давали представления о жизни охотников-собирателей континента в более ранний период голоцена, около 12 000 лет назад. Они жили охотой, рыболовством и дарами природы, а потому оставили мало археологических свидетельств по сравнению с ранними сообществами земледельцев и скотоводов. Роуэн Маклафлин с коллегами проанализировали остатки 1226 глиняных сосудов из 156 ранее неизвестных международному сообществу специалистов мест обитания охотников-собирателей в Восточной Европе и России. Ученые провели радиоуглеродную датировку и химический анализ органических остатков на внутренних поверхностях керамических изделий, а также изучили их форму и декоративную отделку. Полученные данные указали на быстрое распространение гончарных изделий в западном направлении, начиная с 5900 лет до нашей эры. За 300-400 лет ремесло изготовления глиняной посуды продвинулось на 3000 км — по 250 км за поколение, отмечает nature asia. Распространение шло от Каспийского моря до восточного побережья Балтийского моря и юга Скандинавии.

По сохранившимся на черепках остаткам жира ученые могут узнать, использовался ли сосуд для приготовления мяса жвачных животных или рыбного супа, свинины или растительной пищи. Исследователи установили, что керамика служила европейским охотникам-собирателям для хранения и приготовления разно­образных продуктов питания. Хотя сырье для изготовления посуды было широко доступно, для придания формы и обжига изделия нужны технические знания, а они передавались лично, как и способы приготовления еды, отмечает Science.org.