Первобытные ландшафты Курской области. Новые открытия ученых

Исследования, проведенные специалистами из Института географии РАН, Курчатовского краеведческого музея и Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, предоставили новые данные о рельефе местности, окружавшем древних людей в Курской области 21-18 тысяч лет назад. Это комплексное исследование помогает понять, как древние люди использовали природные условия для своего выживания и развития.

Археологи и геофизики впервые подробно описали рельеф местности вокруг стоянок древних людей живших на территории Курской области 21-18 тысяч лет назад. Было установлено, что в тот период наших предков окружали песчаные дюны и заполненные водой «степные блюдца», образовавшиеся в результате таяния вечной мерзлоты. Исследование показало, что стоянки находились на возвышенности, что обеспечивало наилучшую видимость во всех направлениях и предоставляло стратегическое преимущество для выживания.

«Георадиолокация и магниторазведка нередко применяются при изучении более поздних, чем палеолитические археологические памятники. Однако люди каменного века не оставили сооружений, которые мы могли бы обнаружить с помощью этих методов. Поэтому у нас была чисто геологическая задача: мы пытались выявить следы древних форм рельефа, скрытые под поздними отложениями, и реконструировать, как они выглядели раньше.»

— Светлана Бричёва, кандидат геолого-минералогических наук, руководитель геофизической группы Института географии РАН.

Современный рельеф на месте стоянок «Быки» значительно отличается от древнего из-за строительства очистных сооружений в 1970-х годах. Чтобы «заглянуть» под поверхность земли и описать древний ландшафт, исследователи использовали геофизические методы: георадиолокацию, магниторазведку, а также зверочное бурение и топографическую съемку.

«Сотрудничество археологов и геофизиков оказалось весьма результативным. Наши открытия заключаются в разгадке самого механизма того, как наши предки приспосабливались к особенностям микрорельефа местности и учились его использовать. В частности, мы предполагаем, что песчаные возвышенности с одной стороны могли служить удобной обзорной площадкой, а с другой — их подветренные стороны могли использоваться в качестве укрытия от сильного ветра.»

— Наталья Ахметгалеева, начальник Курчатовской палеолитической экспедиции, главный научный сотрудник Курчатовского краеведческого музея.