Новая технология помогла увидеть скрытые детали древнеегипетских картин

В языке Древнего Египта не было известного слова «искусство». Его цивилизация часто воспринимается как чрезвычайно формальная в своем творческом выражении, и работы, выполненные художниками его погребальных часовен, не являются исключением.

Тем не менее, международная междисциплинарная команда 1 под руководством исследователей CNRS Филиппа Мартинеса и Филиппа Уолтера выявила изобразительные техники и практики, слабые следы которых долгое время позволяли им ускользать от обнаружения. Изучая изображение Рамзеса II в гробнице Нахтамона 2 и росписи гробницы Менны 3 — среди сотен других гробниц знати в Луксоре — они обнаружили следы ретуши, сделанные на картинах в процессе их создания.

Например, головной убор, ожерелье и скипетр в образе Рамзеса II были существенно переработаны, хотя невооруженным глазом это незаметно. А в сцене поклонения, изображенной в гробнице Менны, положение и цвет руки были изменены. Пигменты, используемые для обозначения цвета кожи, отличаются от тех, которые применялись впервые, что приводит к тонким изменениям, назначение которых до сих пор остается неясным. Таким образом, эти художники, или «рисовальщики-переписчики», — по просьбе лиц, заказавших их работы, или по инициативе самих художников по мере изменения их собственного видения произведений — могли добавлять свои личные штрихи к общепринятым мотивам.

Ученые полагались на новые портативные инструменты, позволяющие проводить неразрушающий химический анализ и визуализацию на месте, чтобы сделать свое открытие. Измененные временем и физико-химическими изменениями краски на этих картинах утратили свой первоначальный вид. Но химический анализ, проведенный учеными, вместе с трехмерными цифровыми реконструкциями работ с использованием фотограмметрии и макрофотографии должен позволить восстановить первоначальные оттенки и изменить наше восприятие этих шедевров, которые слишком часто рассматриваются как статичные артефакты.

Исследование группы показывает, что искусство фараонов и условия его создания, безусловно, были более динамичными и сложными, чем считалось ранее. Следующей миссией ученых станет анализ других картин в поисках новых признаков мастерства и интеллектуальной идентичности древнеегипетских рисовальщиков-писцов.