Найденный в Швеции дольмен — один из старейших в Скандинавии

Прошлым летом археологи из Гетеборгского и Кильского университетов раскопали дольмен — каменную погребальную камеру в Тиарпе в  Швеции. Исследователи считают, что могила осталась нетронутой со времен каменного века. Результаты первого анализа подтвердили, что могила  является одной из старейших каменных дольменов в Швеции. Ученые отметили странную особенность: части скелетов захороненных людей отсутствуют.

«Эта могила датируется периодом раннего неолита — около 3500 года до н. э., — рассказал археолог Карл-Йоран Сьёгрен. — Черепа и крупные кости отсутствуют — возможно, они были извлечены из могилы. Мы не знаем, связано ли это с погребальными ритуалами или с чем-то еще».
В большинстве захоронений отсутствуют или же наличествуют, но  в очень малых количествах, черепа и кости бедер и рук. Гораздо больше других фрагментов скелетов — кистей рук и ног, частей ребер и зубов.

«Это отличается от того, что мы обычно видим в могилах-мегалитах периода неолита», — отметил  Сьёгрен.

Изучивший находки профессор остеологии Лундского университета Торбьёрн Альстрем считает, что кости принадлежат как минимум 12 людям, включая младенцев и пожилых людей. Но археологи пока не выяснили, почему все эти люди умерли.

«Мы не видели никаких травм у похороненных людей, поэтому не думаем, что здесь замешано насилие. Продолжим изучать ДНК, и это покажет, были ли у них какие-либо заболевания», — пояснил Сьёгрен.

Это место  известно многочисленными проходными могилами* — из датируют более поздним периодом, примерно 3300 годом до н.э. Сельское хозяйство возникло здесь примерно за 4000 лет до н. э., то есть за 500 лет до того, как была создан дольмен. По всей вероятности, похороненные здесь люди были земледельцами.

«Они жили выращиванием зерна, разведением животных и потребляли молочные продукты», — сообщил Сьёгрен.

Прошлым летом во время раскопок было взято несколько образцов, в том числе ДНК из останков скелетов. Предварительные результаты показали, что ДНК в костях хорошо сохранилась. Это значит, что скорее всего ученые смогут реконструировать семейные отношения между людьми в могиле.

Дольмен, который изучают археологи, примерно на 200–150 лет старше остальных могил. Это делает его одной из старейших каменных погребальных камер в Швеции и во всей Скандинавии.

Результаты исследования опубликованы в Журнале неолитической археологии.

*  Проходная могила, или проходная гробница, состоит из одной или нескольких погребальных камер, засыпанных землей или камнем и имеющих узкий проход, сложенный из больших камней.