Находки археологов выявили новые рецепты бальзамирования и новые торговые пути, существовавшие 3000 лет назад

02.02.2023

В Саккаре недалеко от пирамиды Униса немецко-египетская экспедиция обнаружила в 2018 году погребальный комплекс, датируемый 664-525 годами до нашей эры. Недавно ученые, проанализировав здесь керамику, найденную в мастерской по бальзамированию, получили новые данные о том, как  египтяне мумифицировали умерших. Исследователям даже удалось понять, какие вещества для каких частей тела использовали древние мастера бальзамирования.

Остатки на сосудах изучили с использованием биомолекулярных методов. Однако многие керамические плошки остались целыми, сохранив свое содержимое и даже инструкции по их использованию.

«Мы знаем названия многих из этих ингредиентов для бальзамирования с тех пор, как были расшифрованы древние египетские письмена, — говорит археолог Сюзанна Бек из Тюбингенского университета в Германии в заявлении для прессы. — Но до сих пор мы могли только догадываться, какие вещества стоят за каждым названием».

Количество и сохранность погребального инвентаря впечатляет. Помимо сосудов из керамики, в погребальном комплексе нашли мумии, канопы с их органами и фигурки ушабти , которые служили умершим в их загробной жизни.

Обнаруженный погребальный инвентарь был впечатляющим, в том числе мумии, алебастровые канопы* и  фигурки ушебти**, помещаемые в могилу.

 

Алебастровые канопы, найденные в Сайте-Саккаре. Источник: sciencealert.com

Помимо этого, в мастерской оказалось множество керамических кувшинов, мерных чашек и мисок, аккуратно промаркированными в соответствии с их содержимым или назначением.

Археологи тщательно исследовали  31  сосуд с помощью  газовой хроматографии и масс-спектрометрии.

«Вещество, обозначенное древними египтянами как антиу , долгое время переводилось как мирра или ладан. Но теперь мы смогли показать, что на самом деле это смесь совершенно разных ингредиентов», — объясняют ученые.

Эти ингредиенты — кедровое масло, можжевеловое или кипарисовое масло и животный жир. Команда также сравнила инструкции, написанные на некоторых сосудах, с их содержимым, чтобы определить, как использовалась каждая смесь. Инструкции включали указания «надеть ему голову», «перевязать им или набальзамировать» и «сделать его запах приятным».

В восьми различных сосудах были инструкции относительно обработки головы умершего; фисташковая смола и касторовое масло были двумя ингредиентами, которые появлялись только в этих сосудах, часто в смеси, содержащей другие элементы, такие как смола элеми, растительное масло, пчелиный воск и древесные масла.
Для борьбы с запахом разлагающегося тела использовался животный жир и смола Burseraceae, а для обработки кожи на третий день мумификации использовали животный жир и пчелиный воск.
Самым удивительным явилось то, что смол элеми и даммар, которые использовали при бальзамировании, не было в Древнем Египте. Растения, из которых их добывали, произрастают по большей части на Филиппинах. Так что ученым удалось выяснить и размеры обмена товарами в то время. До сих пор об этих торговых путях не было известно. Возможно, это сыграло значительную роль в налаживании глобальных торговых сетей.

* Канопи — ритуальный сосуд, как правило, алебастровый кувшин с крышкой в форме человеческой или звериной головы, в котором древние египтяне хранили органы, извлечённые при мумификации из тел умерших. 

** Ушебти -,статуэтки, помещаемые в могилу, чтобы выполнять необходимые обязанности по отношению к умершему в загробной жизни.

Исследование опубликовано в журнале Nature .

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник: sciencealert.com

 

 

Нет комментариев