09.01.2023

Исследователи обнаружили новые свидетельства «прото-письменной системы», встроенной в наскальные рисунки возрастом 20 тыс. лет. Это  делает ее самой ранней формой письменности, которую ученые когда-либо находили.

Охотники эпохи верхнего палеолита использовали символы, нанесенные на стены, чтобы передать важную информацию. Специалисты предполагают, что записи фиксировали в том числе сезоны спаривания животных, сверяемые по лунным месяцам.

Это важное открытие отодвигает самую раннюю форму письма Homo sapiens примерно на 14 тыс. лет назад.

Хотя мы не рассматриваем здесь буквы и предложения, эти маркировки действительно представляют собой «полную единицу значения», пишут ученые.

Команда изучила более 800 последовательностей точек, линий и Y-образных форм, найденных в наскальных рисунках по всей Европе во время последнего ледникового периода.

Эти обозначения часто ставились рядом с животными, что имело решающее значение, когда дело доходило до процесса их расшифровки.

Отметины пещеры
Некоторые маркировки, использованные в исследовании. (Bacon et al., Camb. Archaeol. J. , 2023)

«Значение пометок на этих рисунках всегда интриговало меня, поэтому я попытался расшифровать их, используя аналогичный подход, который другие использовали для понимания ранней формы греческого текста», — отмечаетинезависимый исследователь Бен Бэкон.

Обширная база данных образцов была сверена с циклами рождения современных животных, что выявило ранее скрытое значение этих отметин — они появлялись, когда каждое животное спаривается.

Было высказано предположение, что символ Y, который регулярно появлялся на этих картинах, означал «рождение», предлагая людям того времени важную информацию об этих животных, включая диких лошадей, оленей, крупный рогатый скот и мамонтов.

Открытие показывает, что эти охотники ледникового периода не только жили изо дня в день, но и записывали прошлые события, чтобы помочь им в будущем, даже если календарная система, которую они применяли здесь, с тех пор вышла из употребления.

«Лунные календари сложны, потому что в году чуть менее двенадцати с половиной лунных месяцев, поэтому они не вписываются в год, — говорит математик Тони Фрит из Университетского колледжа Лондона в Великобритании. — В результате наш собственный современный календарь практически потерял всякую связь с реальными лунными месяцами».

Работа, изложенная этими исследователями, действительно включает в себя некоторую степень интерпретации и догадок, и не все убеждены в том, что мы смотрим здесь на календарь брачного сезона или в форме того, что вы могли бы назвать письмом.

Даже исследователи, стоящие за новым исследованием, предполагают, что эти маркировки лучше всего рассматривать как промежуточный шаг между более простыми обозначениями и полной системой письма. Однако, по крайней мере, эта идея достойна дальнейшего изучения и изучения.

Письменность в том виде, в каком мы ее знаем сегодня, возникла в районе Шумера в Месопотамии около 3300 г. до н.э., первоначально принимая форму основных пиктографических форм в виде букв. Здесь мы видим, что история каракулей на камне может уйти намного раньше.

«Исследование показывает, что охотники-собиратели ледникового периода были первыми, кто использовал систематический календарь и отметки для записи информации об основных экологических событиях в рамках этого календаря», — говорит археолог Пол Петтитт из Даремского университета в Великобритании. — В свою очередь, мы можем показать, что эти люди, оставившие наследие зрелищного искусства в пещерах Ласко и Альтамира, также оставили записи раннего хронометража, которые в конечном итоге станут обычным явлением среди нашего вида».

Исследование опубликовано в Кембриджском археологическом журнале.