Кремневым орудиям труда из пещеры Tunnel Wielki почти 500 тыс. лет

11.10.2022

Результаты анализа костяных и мелких кремниевых орудий, обнаруженных почти 50 лет назад при раскопках в польской пещере Tunel Wielki, удивили ученых. Возраст костяных и мелких каменных орудий, найденных в пещере Tunel Wielki, превышает 400 тыс. лет, хотя раньше считалось, что им всего 40 тыс. лет.

Специалисты факультета археологии Варшавского университета пришли к выводу, что история кремниевых орудий насчитывает 500 тысяч лет.

Впервые пещера была раскопана  в 1967-1968 гг. Здесь были найдены останки прародителей сегодняшних грызунов, а также скелеты более крупных животных. Среди них мосбахский волк (Canis mosbachensis), ликаон — из семейства собачьих (Lycaon lycaonoides), а также предок пещерного медведя и двух видов кошек — пещерный лев и ягуар.

В том же слое, где были найдены кости, археологи обнаружили орудия из кремня. Интересно, что на них нет следов резки и обработки. По мнению ученых, люди того времени охотились на другие, менее опасные виды — оленей, носорогов, лошадей.

Эти инструменты были сделаны Homo heidelbergensis. Однако он был не предком современных людей, а предком одного из наших родственников — неандертальцев, появившихся на арене истории около 250 тыс. лет назад.

В пещере Tunel Wielki найдены кремневые инструменты, сделанные Homo heildelbergensis 500 миллионов лет назад.

«Мы были удивлены, что полмиллиона лет назад люди в этом районе жили в пещерах, потому что это были не лучшие места для разбивки лагеря, — отмечают специалисты. — Влажность и низкая температура препятствовали этому. С другой стороны, пещера является естественным убежищем. Это закрытое пространство, оно дает ощущение защищенности. Мы нашли следы, которые могут указывать на то, что человек, находившийся там, использовал огонь, что, вероятно, помогло укротить эти темные и сырые места».

Исследователи надеются, что в будущем им удастся найти кости Homo heidelbergensis в пещере Tunel Wielki. Это будут самые ранние человеческие останки, обнаруженные на польской земле. Самыми старыми из известных сегодня являются неандертальцы, им не менее 50 000 лет.

Статья о древнейших рукотворных орудиях на польской земле была опубликована в  Scientific Reports.