Каноэ майя, окруженное костями животных и людей, найдено в «портале в подземный мир» в Мексике

Деревянное каноэ, окруженное скелетами людей и животных вблизи древнего города майя Чичен-Ица, возможно, использовалось как часть ритуала.

В 2021 году дайверы на мексиканском полуострове Юкатан обнаружили лодку и кости глубоко в подводной пещере, расположенной на глубине 4,6 метра под поверхностью воды. Всего археологи нашли 38 скелетных останков, включая человеческую метатарзальную кость (кость стопы), скорее всего, принадлежащую женщине, а также кости броненосца, собаки, индейки и орла.

Обилие костей броненосца и наличие человеческой ступни привели исследователей к выводу, что каноэ, возможно, использовалось майя во время ритуала и было намеренно помещено в пещеру. Эта идея основана на том, что броненосцы — искусные пловцы, способные задерживать дыхание под водой, и использовать свои когти для продвижения вперед.

Исследователи считают, что останки броненосца могут быть «аллюзией на вход (бронированного животного) в подземный мир», говорится в заявлении.

Майя верили, что пещеры и кеноты (карстовые воронки) являются порталами в подземный мир, и использовали броненосцев в качестве «аватара» для Бога Л, божества-ягуара с плащом, напоминающим панцирь броненосца.

«Известны изображения майя, на которых (броненосец) предстает как «стул богов», с персонажами, которые ставят на него свои ноги», — сказала Александра Биар, археолог из французского Национального центра научных исследований (CNRS).

Это напрямую связано с археологическими данными, обнаруженными в кеноте», где броненосец служит проявлением божества.

Само каноэ также дает археологам дополнительные доказательства того, что оно использовалось в рамках священной церемонии, так как содержит «очень тяжелые» нос и корму, которыми было бы трудно управлять в быстром течении, и, скорее всего, оно никогда не было мореходным.

Когда лодка была впервые обнаружена во время раскопок в рамках проекта строительства железной дороги, археологи «предварительно датировали» ее периодом между 830 и 950 годами нашей эры, сообщает Reuters.

Однако новый углеродный анализ показал, что древесина судна относится к 16 веку.