Как люди пережили самое сильное извержение в истории?

Катастрофическое событие — извержение вулкана Тоба 74 000 лет назад, которое когда-то считалось почти апокалиптическим сценарием, — теперь предстает в новом свете. Недавние находки, сделанные на археологических раскопках в Эфиопии, демонстрируют адаптивность и жизнестойкость ранних людей, предлагая новое понимание выживания наших предков и важнейших миграций.

Около 74 000 лет назад произошло одно из самых значительных геологических событий на Земле — извержение вулкана Тоба на острове Суматра. Это суперизвержение, предположительно вызвавшее резкий климатический сдвиг, известный как вулканическая зима, было связано со значительным сокращением популяции ранних людей на основе генетических данных. Однако новое исследование, проведенное на стоянке Шинфа-Метема 1 на северо-западе Эфиопии, ставит под сомнение эту мрачную версию, утверждая, что ранние люди не только выжили, но и новаторски приспособились к новой среде.

В основе этого откровения лежат микроскопические фрагменты вулканического стекла, обнаруженные рядом с древними человеческими артефактами. Эти крошечные, но показательные остатки, проанализированные Джоном Каппельманом и его командой, свидетельствуют о том, что человеческое жилье сохранялось и после катастрофы на Тоба. Обнаруженные стратегии адаптации — от изменения пищевых привычек до потенциальных технологических достижений — подчеркивают удивительную стойкость человека.

Особенно поразительны данные, указывающие на смену стратегий жизнеобеспечения. После извержения заметно увеличилось потребление рыбы, что, вероятно, стало реакцией на изменившийся ландшафт и климат. Эта адаптация не только иллюстрирует человеческую изобретательность, но и предполагает формирование «голубых коридоров» — путей вдоль истощающихся рек, которые могли способствовать миграции из Африки.

В пользу этой теории говорят исследования геологии древнего русла реки, которые позволили понять, какими были условия окружающей среды в прошлом. Кроме того, обнаружение среди артефактов ранних наконечников стрел добавляет интригу, намекая на сложные методы охоты и технологические инновации наших предков.

«Это исследование… демонстрирует огромную пластичность популяций Homo sapiens и их способность легко адаптироваться к любому типу окружающей среды, будь то гипергумидная или гиперзасушливая, в том числе во время катастрофических событий, таких как гиперизвержение вулкана Тоба».

Людовик Слимак, Национальный центр научных исследований Франции и Университет Тулузы

«Конечно, эта новая работа не означает, что влажные коридоры не были по-прежнему важными путями расселения из Африки, но эта работа добавляет достоверные дополнительные возможности во время более засушливых фаз».

Крис Стрингер, Музей естественной истории, Лондон