Древнерусский лепной горшок с кремированными человеческими останками обнаружили археологи в Гнёздово

27.09.2022

На территории Гнёздово — археологического памятника ранней Древней Руси недалеко от Смоленска — специалисты обнаружили горшок с кремированными человеческими останками.

«На этом месте еще на рубеже IX–X веков возник крупный торгово-ремесленный центр, тесно связанный своей историей с путем из варяг в греки. Свое существование он прекратил в первой четверти XI века по неизвестным причинам. По оценкам исследователей, в период расцвета население Гнёздова достигало примерно 800–1000 человек. За многие десятилетия археологических работ ученые обнаружили там свидетельства гончарного, ювелирного, косторезного и железообрабатывающего ремесел, многочисленные предметы, связанные с торговлей, импортные товары, а также арабские и византийские монеты», — пишет N+1.

Руководитель одного из отрядов археолог Василий Новиков с коллегами отнесли сосуд к «роменскому типу» керамики. Такие горшки-кувшины — основные маркеры, по которым специалисты выявляют принадлежность к раннеславянскай роменской культуре (VIII–X в.в.) Эту культуру связывают с племенным союзом северян, и подобные артефакты в Гнёздовском комплексе не находили в течение многих лет, отметил Новиков.

Найденные в сосуде неравномерно обожженные кости, по мнению ученых, принадлежат мужчине примерно 40 лет. Там же был обнаружен наонечник стрелы с выпуклыми сторонами пера и вогнутыми плечиками.

Исследователи надеются извлечь из останков древнюю ДНК.

Фото: nplus1.ru