Били наповал. Древние европейцы охотились с луком и стрелами

В пещере на юге Франции, которая была обитаема 54 000 лет назад, найдены сотни маленьких каменных наконечников, которые очень похожи на известные древние наконечники для стрел.

Открытие, о котором сообщает журнал Science Advances, предполагает, что первые Homo sapiens на пути к Европе уже охотились с использованием луков и стрел. Но при этом у ученых возникает вопрос: почему неандертальцы, жившие в пещере Мандрен в долине Роны до и после Homo sapiens, не позаимствовали это эффективное оружие?

В прошлом году археологи, проводившие раскопки пещеры Мандрен, объявили это место самым ранним из известных обиталищем людей вида Homo sapiens в Европе. На одном из археологических уровней пещеры, в слое Е, исследователи под руководством Людовика Слимака из Тулузского университета им. Жана Жореса нашли детский зуб и тысячи каменных орудий. Ученые пришли к выводу, что зуб принадлежал ребенку Homo sapiens.

Среди найденных каменных изделий есть несколько сотен совсем маленьких наконечников, меньше одного сантиметра в ширину, весом в считаные граммы. Все они одинаковой формы. Эти маленькие наконечники похожи на те, что изготовляли древние и современные люди, и на некоторых из них одинаковые повреждения, которые могли быть нанесены высокоскоростным соударением.

Ученые изготовили несколько десятков реплик таких наконечников из кусков кремня, найденных около пещеры, а из дерева местных пород сделали лук и стрелы. Также были изготовлены дротики и метательные копья. Все это оружие они использовали для стрельбы по мертвым козам. Некоторые из более крупных наконечников годились для копий и дротиков, но только стрела с маленьким наконечником, выпущенная из лука, обладала достаточной силой, чтобы поразить животное, говорит соавтор Слимака Лора Метц из Университета Экс-Марсель.

В пещере Мандрен найдено много лошадиных костей, и ученые предполагают, что люди, укрывавшиеся в ней, охотились на этих животных, а также на зубров, мигрирующих через долину Роны. Одна из костей — бедренная кость лошади — оказалась с повреждениями, которые соответствуют каменному наконечнику стрелы. Но, как считает Джона Ши, археолог из Университета Стоуни-Брук в Нью-Йорке, нужны более убедительные доказательства того, что люди из пещеры Мандрен пользовались именно стрелами, и эти данные должны быть сопоставимы с имеющимися достоверными свидетельствами охоты стрелами, изготовленными 12 000 лет назад.