Миры за стеклом. Тридцать лет поддержки научного книгоиздания представлены в ИНИОНе

Стеллажи вдоль стен, витрины в центре зала, за их стеклами — книги, книги, книги… Выставка в Институте научной информации по общественным наукам ­(ИНИОН РАН), открывшаяся в дни Общего собрания РАН, вряд ли кого-то поразит своим внешним видом. В ее названии — «К 300-летию Российской Академии наук» — пожалуй, слишком общем — не угадывается главная идея, объединяющая все представленные издания.
Однако о ней говорит имя организатора: Российский центр научной информации (РЦНИ). Ниже таким же шрифтом — еще два названия: Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ). Все книги выставки были изданы при поддержке этих фондов.

Напомним: РФФИ был создан в 1992 году, в 1994-м из него выделился РГНФ и в 2016-м вернулся обратно. А в прошлом году не стало и РФФИ — на его базе был создан РЦНИ.

Издательская программа РФФИ работала 30 лет. Поэтому экскурсия по выставке — это и своего рода путешествие во времени. В предисловии к двухтомнику «Издательская программа РФФИ: 1992-2022» академик Владислав Панченко, последний председатель Совета РФФИ, ныне — вице-президент РАН и вице-президент НИЦ «Курчатовский институт», пишет: «Благодаря поддержке Фонда российские ученые получили возможность опубликовать результаты своих научных исследований, которые воплотились в более чем 12 тысячах трудов по всем направлениям современной науки». Среди них свыше 6,5 тысячи томов связаны с гуманитарной тематикой, в которой большую часть занимают филология и искусствоведение (40%), на втором месте — история, археология и этнография (34%), на третьем — общественные науки (философия, политология, социология, правоведение, история науки и техники, науковедение) — 18%, на четвертом — науки о человеке (психология, педагогика, социальные проблемы здоровья и экологии человека) — 5%. Издания по экономическим наукам составляют 2%. Завершают рейтинг труды, посвященные глобальным проблемам и международным отношениям (1%). И можно с достаточной долей уверенности утверждать, что все названные гуманитарные направления выставка охватывает.

— В РФФИ, когда в 1994 году из него выделился РГНФ, я был начальником отдела гуманитарных и общественных наук, — рассказывает доктор филологических наук Василий Гребенюк. — В новом Фонде стал заместителем директора по науке. 1990-е годы, с деньгами трудно, зарплату в академических институтах задерживают месяцами… Люди стали уходить. Но ученые, которые составляют словари и энциклопедии, привязаны к своим картотекам, для них уход с работы означал бы отказ от своей деятельности. В то же время начали открываться архивы — это давало новые перспективы для исследований. РАН тогда издавала только академические собрания сочинений, продолжая уже начатые серии. Мы стали поддерживать публикацию многих ранее не выходивших в России книг, особенно по философии, способствовать изданию произведений писателей, которых в СССР не печатали: Шмелев, Ильин… Выпустили собрание сочинений Мандельштама — с комментариями.

РГНФ начал проводить региональные конкурсы с целью привлечения средств дополнительного финансирования научных проектов из региональных бюджетов и прочих источников. Ученым из регионов было тяжело тягаться со столичными коллегами. Но наука должна развиваться везде, особенно гуманитарная. Краеведение, историческая топонимика, диалекты, археология… Даже социальные проблемы у региона могут быть специфичными. Половину гранта давал РГНФ, половину — местные власти. Было время, когда в рамках семи региональных конкурсов РГНФ сотрудничал с администрациями более 50 субъектов РФ.

Благодаря этим конкурсам в регионах издавались прекрасные энциклопедии. Их примеры есть на выставке: «Энциклопедия Томской области» и «Калужская энциклопедия», «Мордовская мифология», трехтомник «Историческая энциклопедия Сибири»…

Замечательно себя показали и целевые конкурсы РФФИ и РГНФ, когда за грант боролись ученые, ведущие исследования по определенной теме. Часто она была связана с какими-то значимыми для страны событиями, важными юбилейными датами. «1150 лет российской государственности», «1812 год в истории и культуре России», «Россия в Первой мировой войне», «Гражданская война в России» и многие другие. Несколько конкурсов были посвящены поддержке исследований наследия русских и советских писателей. На выставке можно увидеть, например, книги, изданные в рамках целевого конкурса «Источники и методы в изучении наследия Ф.М.Достоевского в русской и мировой культуре». Около полусотни изданий вышло в рамках целевого конкурса РФФИ «Советская эпоха: история и наследие. К столетию образования СССР».

Ну, и, конечно, не мог РФФИ обойти вниманием и приближающийся 300-летний юбилей Российской академии наук. По целевому конкурсу «Петровская эпоха в истории России: современный научный взгляд» были, например, поддержаны издания с результатами изысканий и исследований первых академиков — немцев. На выставке, например, есть книги «Сибирская коллекция Д.Г.Мессершмидта» и «Словарные материалы в документальном наследии Д.Г.Мессершмидта: монгольский и тибетский словники».

Целую полку занимают книги в узнаваемых и привлекающих внимание ярких обложках — серия научно-популярной литературы.

А вот книги по истории разных стран: Боливии, Колумбии, Китая, Дании… Тут же — солидный двухтомник «Очерки истории исламской цивилизации». Возникает чувство, что за стеклами книжных полок представлен весь мир.

Важно, что и в РФФИ, и в РГНФ действовал очень точный механизм отбора качественных научных изданий, оттачивавшийся в течение многих лет, работали десятки экспертных советов по различным гуманитарным наукам, что позволяло отобрать действительно самое лучшее, самое интересное.
К сожалению, теперь такого механизма нет.

Прошлый год стал последним, когда РФФИ имел полномочия по финансированию издательских проектов, поэтому обо всех плюсах издательской программы Фонда приходится говорить в прошедшем времени. Для ученых это стало ощутимым ударом. Люди, выигравшие грант на исследование, на подготовку издания, уже не могут получить грант на его публикацию, и это — проблема. Например, Костромской государственный университет вместе с местным музеем начали выпускать собрание сочинений великого русского драматурга Александра Островского. Два тома уже вышли. «Костромчане, может быть, и не решились бы на это без гранта РФФИ, — говорит Василий Гребенюк. — То, что на месте взялись за этот проект, прошли через наших экспертов, выиграли конкурс, замечательно. Но теперь все замерло. Может, конечно, губернатор подключится, поддержит, но кто знает».

Подобная ситуация и у исследователей. Теперь для получения средств на публикацию монографий им предлагают обращаться в свои институты. Вот только один из примеров, о котором рассказал Василий Гребенюк. Доктор филологических наук А.Николюкин (ныне, увы, покойный) с коллективом подготовил к изданию полное собрание литературно-критических трудов основателя русского академического литературоведения С.П.Шевырева в семи томах. Вышли два тома, и тут издательская программа Фонда прекратилась. Соответственно, закончилось и финансирование. А.Николюкин обращался во все инстанции, «вплоть до самого верха». Везде получал словесную поддержку: «Это очень важно, издать необходимо». В институт приходили письма. Но в институте денег на такие издания предусмотрено не было.

Академик Владимир Плунгян — заместитель директора Института русского языка им. В.В.Виноградова РАН, председатель Экспертного совета РФФИ по конкурсу ориентированных фундаментальных исследований по теме «Комплексные исследования культуры и языка как основы формирования российского общества» — прекращение издательской деятельности РФФИ в области русского языка назвал «травмирующим событием» для научного сообщества, «даже если будут найдены другие эффективные форматы поддержки научного книгоиздания». В предисловии к аннотированному каталогу научной литературы, изданной в 1994-2022 годах РФФИ, который называется «Русский язык в современном мире», он пишет: «Вклад РФФИ в поддержку научных исследований русского языка — пример чрезвычайно удачно организованного, продуманного и эффективно работавшего институционального проекта, которых так не хватает современной России. Будем все же надеяться, что эта деятельность продолжится и накопленный опыт Фонда будет использован во благо. Благодарность научного сообщества и почетное место в истории российской науки он уже заслужил».

Выставка в библиотеке ИНИОН будет открыта до конца января. Увидеть ее могут все желающие.

Наталия Булгакова
Фото Николая Степаненкова

 

Нет комментариев