Назвали в честь профессора МГУ. Зоологи случайно открыли новый вид голожаберного моллюска

Сотрудники биологического факультета МГУ при участии российских коллег изучали, как глобальное изменение климата сказывается на морских беспозвоночных. Во время сравнения проб из Баренцева, Белого и Японского морей ученые обнаружили голожаберного моллюска из Пацифики, который, судя по молекулярно-генетическим данным, появился совсем недавно, однако различий с ближайшими родственниками оказалось достаточно, чтобы выделить его в новый для науки вид. Находку подробно описали и назвали в честь заведующего кафедрой зоологии беспозвоночных МГУ, академика РАН Владимира Васильевича Малахова. Исследование проходило при поддержке РНФ и РФФИ, его результаты опубликованы в научном журнале Invertebrate Zoology.

Открытие нового вида произошло случайно. Зоологи занимались исследованием родственных связей голожаберных моллюсков от Атлантики до Пацифики в рамках крупного проекта, и анализировали голожаберных моллюсков, отобранных из Японского, Баренцева и Белого морей.

«Для своих исследований в качестве модельной группы мы выбрали голожаберных моллюсков, — рассказывает один из авторов исследования, инженер Беломорской биологической станции МГУ Анна Михлина. — Это крупный отряд брюхоногих моллюсков, включающий около 3000 видов. Его представители отличаются высоким разнообразием форм и пищевых предпочтений, а также являются важным компонентом морских донных сообществ. Реконструкция их эволюционной истории служит превосходным инструментом изучения перестроек в сообществах, частью которых они являются».

В результате анализа проб из Японского моря был описан новый вид голожаберных моллюсков Eubranchusmalakhovi sp.n. Он оказался морфологически и генетически отличным от арктического вида E. odhneri и обитающего в северо-восточной части Тихого океана E. sanjuanensis. Новый вид филогенетически близок к виду E. odhneri, с крайне невысокими отличиями по митохондриальной ДНК. Для оценки времени дивергенции видов E. malakhovi – E. odhneri применялся метод молекулярных часов. По результатам этого анализа данные виды разошлись ~1,5 млн. лет назад, что является относительно небольшим сроком.

«Нами были выдвинуты две гипотезы пути образования видов комплекса Eubranchus odhneri – Eubranchus sanjuanensis: аллопатрическое видообразование или экологическая радиация, — поясняет первый автор исследования старший научный сотрудник кафедры зоологии беспозвоночных биологического факультета МГУ Ирина Екимова. — Первое возможное объяснение состоит в том, что видообразование связано с открытиями и закрытиями Берингова пролива в результате климатических изменений в плиоцене и плейстоцене.  Однако, при столь небольшом возрасте ближайшего общего предка следует ожидать крайне невысокого числа случайно закрепившихся морфологических изменений, уникальных для каждого из молодых аллопатрических видов. В пользу второй гипотезы говорит наличие отличий у изучаемых видов в строении пищеварительной (в первую очередь, радулы) и половой систем, а также книдосаков – мешочков на концах спинных выростов, где содержатся похищенные у пищевого объекта стрекательные клетки».

Эволюция голожаберных моллюсков тесно связана с изменением пищевых предпочтений и сменой способа добычи пищи. Специализация на определенном пищевом объекте, изменение механизма питания находят отражение в строение пищедобывательного аппарата и, в первую очередь, радулы. Различная морфология радулы у близких видов может говорить о том, что причиной расхождения видов является смена образа жизни и объектов питания.

Облик морских экосистем в последние годы претерпевает значительные изменения под влиянием глобальных изменений климата и активной хозяйственной деятельности человека. Чтобы разобраться, как эти факторы влияют на биоразнообразие, специалисты из разных областей проводят филогеографические исследования. В частности, проект по изучению связи фаун Арктики и бореальных зон Атлантики и Пацифики, в рамках которого был открыт новый «молодой» вид, имеет именно такие цели.

В работе принимали участие сотрудники Института биологии развития имени Н.К. Кольцова РАН и Института проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцева РАН.

Фото 1 и 2. Новоописанный Eubranchus malakhovi sp.n. в естественной среде обитания // Источник: Андрей Шпатак