Как бабочки притягивают пыльцу без прикосновения. Роль статического электричества в опылении

Бабочки и мотыльки накапливают значительное количество статического электричества во время полета, что позволяет им притягивать пыльцу через воздушные зазоры, сообщает Бристольский университет. Это открытие повышает понимание их эффективности как опылителей.

Исследование, результаты которого опубликованы в Journal of the Royal Society Interface, показало, что статическое электричество может притягивать пыльцу с цветов на расстоянии нескольких миллиметров или даже сантиметров. Это свойство увеличивает эффективность опыления бабочками и мотыльками.

«Мы уже знали, что многие виды животных накапливают статическое электричество во время полета, скорее всего, за счет трения о воздух. Однако было неизвестно, применима ли эта идея к более широкому кругу не менее важных опылителей, таких как бабочки и мотыльки.»

• Сэм Ингленд, ведущий автор исследования, Бристольская школа биологических наук

Команда ученых заметила, что количество статического электричества, переносимого бабочками и мотыльками, варьируется между различными видами. Эти вариации коррелируют с их экологическими особенностями, такими как тип цветков, время активности и место обитания. Это первое доказательство того, что количество статического электричества, накапливаемого животными, является адаптивным признаком, на который может воздействовать эволюция.

«Мы обнаружили, что бабочки и мотыльки во время полета накапливают так много статического электричества, что пыльца буквально притягивается к ним через воздух, когда они приближаются к цветку.»

В исследовании участвовали 269 бабочек и мотыльков 11 различных видов, обитающих на 5 континентах. Результаты исследования открывают возможности для технологий искусственного увеличения электростатического заряда опылителей или пыльцы, что может улучшить показатели опыления в естественных и сельскохозяйственных условиях.

Исследователи надеются провести дальнейшие исследования на большем числе различных видов животных, чтобы лучше понять взаимодействие между эволюцией и статическим электричеством.